Навигация для Android
Часть II: iДа



Мы продолжаем цикл статей о навигации на устройствах, использующих операционную систему Android. В первом материале были рассмотрены бесплатные приложения от Яндекс и Google, а сегодня нам предстоит изучить платную программу — iДа. Этот продукт представлен на локальном рынке компанией Вобис Компьютер. Если кто помнит, данное название «засветилось» и как одна из первых программ для iPhone, хотя и требующих для работы установленной Cydia (джейлбрейка).

Стоимость

iДа можно приобрести на сайте компании Вобис Компьютер. Стоимость электронного ключа составляет 1499 рублей. Данная версия имеет только карту России. Никакие другие страны в ней не представлены, но планируется, что в дальнейшем могут быть добавлены и карты Европы. Детали покрытия можно уточнить на сайте.

Производитель предлагает бесплатно воспользоваться полнофункциональной тестовой версией с ограничением времени работы в 14 дней.

Установка

Данная версия программы представлена только для платформы Android (версий 1.5, 1.6, 2.1). По информации встроенного менеджера приложений, после установки iДа занимает около 5,5 МБ памяти телефона. Основная часть данных располагается на карте памяти, занимая на ней около 160 МБ.

В нашем тестировании мы использовали телефон GSmart G1305, в комплекте с которым шел компакт-диск с iДа. На нем находились установочные файлы и руководства. На пакете с диском был написан лицензионный ключ программы. Данная комплектная версия имеет ограниченный срок работы в три месяца. Собственно карты в программе – от NAVTEQ. В нашем случае – от четвертого квартала 2009 года. Механизм обновления карт в настоящий момент находится в разработке и к осени вопрос планируется решить. По информации от производителя уже готова карта второго квартала 2010 года и она будет доступна всем новым покупателям.

Пару слов скажем про GSmart G1305. Это классический аппарат с Android – процессор 600 МГц, емкостной экран 3,2″ 320×480 точек, по 256 МБ оперативной и флеш-памяти, слот для microSDHC, все современные интерфейсы и контроллеры (USB, Bluetooth, Wi-FI, GPS, цифровой компас, акселерометр), камера 5 МП. Из аппаратных кнопок есть питание, вызов, отбой, трекбол, громкость, камера. Также есть и четыре сенсорные кнопки под экраном. Операционная система версии 1.6, в сентябре планируется обновление до версии ОС 2.1. По крайней мере, у его некоторых операторских клонов оно уже вышло.
Никаких специальных оболочек в нем нет, но есть несколько фирменных модулей и предустановленны программы DocumentsToGo (в версии «только читать» документы) и RoadSync (клиент Exchange для почты, контактов и календаря). В интерфейсе (если сравнивать с оригинальным Android) есть нововведения, немного упрощающие работу с аппаратом.
Экранная клавиатура не очень удобна в портретном режиме, поскольку кнопки получаются слишком маленькими. Хотя это, конечно, субъективный момент.
Батарея емкостью 1230 мАч позволяет ему работать в режиме ожидания несколько дней. А при активном использовании телефона, электронной почты и других коммуникаций он способен выдержать два дня. Конечно же, навигация заметно более ресурсоемка – очень рекомендуется автомобильная зарядка. Вот только ее разъем расположен не очень удачно – в самом центре левого торца, поэтому могут быть сложности с автокреплением.
Есть несколько вариантов оформления корпуса. Мы видели глянцевый черный и серый металлик с желто-зелеными вставками. Вторая версия заметно более устойчива к царапинам и потертостям.
В комплект поставки входят устройство с аккумулятором, зарядка, кабель передачи данных, проводная гарнитура, карта памяти, краткая инструкция, программа iДа.
В целом, в качестве бюджетного телефона с Android данная модель смотрится очень неплохо.

Установка не отличается сложностью – переписываем папку на карту памяти, в файловом менеджере аппарата открываем apk с дистрибутивом, инсталлируем его.

Для использования карты необходима активация, осуществляющая привязку программы к вашему аппарату. Производитель предлагает для этого использовать ПК с доступом к интернету, поскольку требуется зайти на сайт Destinator (используется его «движок») и, указав лицензионный ключ и идентификатор устройства, получить код активации. Проблема здесь в том, что ключ - это два десятка цифр, а код - набор из 21 цифры и буквы. Вводить все это на экранной клавиатуре устройства не очень удобно.

В дальнейшем после переустановки программы можно просто указывать записанный ранее код активации без повторного посещения сайта.

Настройки

Установка на GSmart G1305 прошла гладко. За все время тестирования программа ни разу не «вылетала» и вела себя крайне стабильно во всех условиях.

Настроек у программы в целом немного – режим подсветки, выбор единиц измерения, вид карты (день, ночь, автоматический выбор), выбор отображения POI по категориям (список состоит более чем из 60 вариантов), автомасштабирование, предупреждение о превышении скорости, голосовые подсказки (выбор типов сообщаемой информации, например, о пропадании сигнала GPS), настройка построения маршрутов (избегать паромов, платных дорог, автомагистралей), указание адреса дома и работы для быстрой навигации, согласование рисунка неба с прогнозом погоды, выбор единиц измерения температуры, активация автоподключения к интернету.

Запутаться тут сложно, а с установками по умолчанию система вполне работоспособна, так что изучение меню можно оставить на потом.

Обратить внимание стоит, пожалуй, на то, что выбора голоса или языка в программе нет. На карте всегда используются русские названия, а голос выбирается исходя из настроек устройства – русский или английский. Для голоса используются записанные заранее фиксированные фразы. Так что названий улиц вы не услышите. Впрочем, это характерно для подавляющего большинства современных программ.

Осталось не очень понятным, что же конкретно хочет узнать программа из Сети. Подключение, к счастью, можно отключить. Но в этом случае на экране будут время от времени появляться вопросы с разрешением соединения с сетью.

Возможности

Многие программы, рассчитанные на работу с тач-интерфейсом современных устройств, переносят именно на него подавляющее число своих органов управления. Однако создатели iДа поступили иначе: программа использует кнопку «меню» для отображения соответствующих иконок.

В основном режиме навигации экран полностью отдан под отображение карты. Она может принимать несколько видов – 2D или 3D, с ориентацией на север или по маршруту. В полупрозрачном режиме на экране присутствуют иконки для масштабирования картинки, выбора вида карты и отключения звука. Кстати, звук выводится через микшер в режиме «мультимедиа», так что если вы не слышите ничего, то стоит запустить медиаплеер и в нет поднять уровень громкости. Потом можно вернуться к iДа. Регулировка громкости в программе влияет только на работу ее модуля воспроизведения и не позволяет поднять уровень выше установленного в системном микшере.

Карту можно не только масштабировать, но и перемещать. Через небольшой промежуток времени, она вернется в режим следования по маршруту с автоматическим масштабированием картинки в зависимости от скорости движения и сложности следующей развязки.

При необходимости на экран можно вывести вспомогательное окно, где будет указываться скорость, оставшееся время и расстояние, текущая улица, следующие пара поворотов. Это работает при горизонтальной ориентации экрана. А в вертикальной в верхней части на нем отображается схема следующего поворота, через которую можно вызвать описание маршрута в виде списка поворотов.

Касание экрана с картой также можно использовать для указания необходимого пункта назначения, добавления новой точки в маршрут или запоминания места.

Сама карта рисуется неплохо. Видны дороги, вода, парки, выбранные пользователем POI и, при высокой детализации, дома, но без номеров. Во время навигации практически ничего не отвлекает вашего внимания на экране. Хотя, на наш взгляд, рисовать контуры домов во время следования по маршруту или просмотра карты практически бесполезно. Тем более, что нет номеров. Их исключение еще больше позволило бы упростить картинку или добавить на экран что-то более полезное, например детали развязок.

Вызываемое по одноименной аппаратной кнопке меню состоит из нескольких пунктов: в путь, поиск, онлайн, маршрут, важн. POI, настройки, поддержка, выход. Оно отображается в виде иконок с подписями в нижней части окна. Поскольку пунктов много, то используется горизонтальная прокрутка.

Итак, конечно первый пункт – самый важный. Именно «В путь» используется для запуска процесса построения маршрута и навигации. Программа предлагает несколько способов поиска необходимого места назначения: адрес, POI, история, избранное, дом/работа, контакты, SMS, координаты, план. Адрес можно искать несколькими стандартными способами – как дом на улице в городе, по индексу, как пересечение улиц. Вариант с контактами срабатывает не всегда – нужно внимательно следить за форматом записи адресов. Интересно смотрится работа с SMS. Однако для этого требуется всем участниками игры иметь именно программу iДа. Последний из вариантов – «план» – требуется, когда надо составить маршрут, состоящий из нескольких точек и работать с ним. Схемы можно записывать, редактировать и загружать. Удобно, если нужно составить маршрут заранее или есть необходимость часто совершать похожие поездки.

Отдельно выделен поиск по POI и с использованием Google. Если с первым все понятно, можно, например, найти магазин по названию, то смысл второго в подключении великого сервиса к процессу. Причем результат им выдается именно с указанием адресов найденных объектов. Далее можно посмотреть их на карте и добавить в маршрут или запомнить в избранном. Данная возможность будет полезна, если требуемый объект не вписывается в привычные категории стандартных баз. Второй плюс — использование наиболее оперативной информации для поиска.

Интеграция с онлайновыми службами продолжается в виде кнопок для открытия карт Google и прогноза погоды, полученного с сайта Foreca.

Меню «Маршрут» позволяет просмотреть информацию о текущем маршруте в нескольких видах, изменить его параметры (например, тип – быстрый, короткий, пешеходный), включить режим объезда, создать список объектов, которые стоит избегать при прокладке маршрута.

Быстро включить/выключить отображение некоторых категорий POI можно через пункт «Важн.POI». Под ним скрываются четыре иконки для групп «питание», «жилье», «магазины» и «авто».

О настройках мы говорили выше. Поддержка – отображение статуса GPS, проигрывание демозаписи следования по маршруту, информация по поддержке, версии программы и карты.

Навигация

Использование программы не составит труда для большинства пользователей – включаете iДа, ждете пока определятся координаты, выбираете пункт назначения и можно ехать по предложенному маршруту. Иконка автомобиля на карте – красная легковая машина с тонированными стеклами. Что делать владельцам других цветов и классов – непонятно ;).

Желательно все операции поиска и планирования и делать на остановке, поскольку интерфейс достаточно мелкий. Это является результатом того, что клавиатура используется встроенная в операционную систему, а не какая-либо дополнительная.

Сам интерфейс не перегружен элементами управления. Описанное выше меню просто в использовании и понятно без инструкций.

Ведение по маршруту уверенное, никаких проблем с этим мы не заметили. Если вы ушли с проложенного пути, то достаточно быстро происходит перерасчет. При этом программа не пытается вернуть вас на старый методом «развернитесь при первой возможности», а просто предлагает новое решение.

Как мы уже писали выше – программа показала себя исключительно с положительной стороны в плане надежности работы. Изменение ориентации устройства, переключение на другие программы, разговоры по телефону – ничего из этого не смогло «повалить» iДа.

Выводы

iДа представляет собой качественный продукт для операционной системы Android, рассчитанный на отечественных пользователей. Она обеспечивает все современные навигационные функции, включая поиск точек по адресу и типу объекта, прокладку маршрута и ведение по нему , поиск через интернет (Google).

Интерфейс очень простой и удобный, научиться использовать его действительно просто. Еще раз отметим стабильную работу программы на современных многозадачных устройствах.

Из потенциально негативных моментов отметим неопределенность с обновлениями карт и ограниченность их в настоящий момент только Россией. Безусловно, интеграция также и зарубежных карт могла бы заметно увеличить привлекательность этого решения.

Тестирование проводилось на устройстве GSmart G1305

Кирилл Кочетков
Опубликовано — 10 сентября 2010 года

[«Всегда на связи»]