Рецензия на мультфильм
«Ранго»



Компьютерные мультфильмы — один из самых беспроигрышных жанров: ходят на них, как правило, целыми семьями, оценивают более снисходительно, чем «серьезное» кино (лишь бы настроение поднял и ребенку понравился). А уж если это сиквел, в котором появляются полюбившиеся персонажи из предыдущей серии (серий), то тогда мультфильм почти гарантированно окупается в прокате, даже если с художественной точки зрения это полный провал. Неудивительно, что Голливуд производит подобные мультфильмы в промышленных количествах, и лишь немногие из них вносят в жанр что-то свежее и могут заинтересовать не только непритязательную семейную публику, но и самых требовательных ценителей анимации. Одним из этих немногих, безусловно, является «Ранго», о котором мы вам сегодня расскажем.

Ранго — маленький хамелеон, фантазер и врунишка. Он живет в аквариуме и воображает себя театральным актером и постановщиком. Проблема в том, что Ранго даже не представляет, кто он такой на самом деле. И когда его замкнутый мирок разрушается, и хамелеончик оказывается выброшен в пустыню, ему приходится с нуля искать себя... а еще — воду, что даже более актуально. В поисках воды он забредает в город, населенный различными земноводными, насекомыми и прочими миниатюрными, но выразительными существами. Проблема в том, что в городе тоже вот-вот кончится вода, и Ранго берет на себя руководство операцией по поиску воды, а также тех, кто мог быть причастен к ее исчезновению. Вот только по зубам ли ему эта миссия?

Какие только животные не становились героями мультфильмов — от привычных собачек-кошек до мамонтов и саблезубых белок. Иногда кажется, что нас уже ничем не удивишь, но создателям «Ранго» это удалось: от первого и до последнего кадра не перестаешь восхищаться выдумкой и художественным мастерством мультипликаторов, нарисовавших таких харизматичных существ. Думаю, что и персонажей «Ранго» по отдельности можно обнаружить в разных мультфильмах. Но собрать всю эту живность вместе, причем, сделать ее настолько обаятельной мультипликаторы, кажется, смогли впервые (обычно всякие тараканы и ящерицы оказываются отрицальными героями).

Вторая находка создателей «Ранго» — стилизация атмосферы под вестерн. Деревянный город, салуны, шериф в сапогах со шпорами-звездочками — все это здесь выглядит крайне эффектно. И хотя пародировать вестерны уже давно перестало быть оригинальным, в «Ранго» все это очень к месту. Кстати, обратите внимание на сцену первого появления главного героя в городе: киноманы наверняка вспомнят аналогичный момент из «Мертвеца» Джармуша, и это даже не выглядит очень большой натяжкой, поскольку центрального персонажа там играл Джонни Депп, которой в мультфильме озвучивает Ранго. Впрочем, общее настроение здесь, конечно, не такое мрачное и серьезное. И даже в самых напряженных сценах режиссер не забывает нас смешить очередным выступлением уморительных сов-музыкантов, комментирующих в своих a la мексиканских куплетах похождения Ранго.

Кстати, что касается главного героя, он вызывает ассоциации еще с один депповским персонажем — капитаном Джеком Воробьем из «Пиратов Карибского моря». И если параллель с «Мертвецом» еще можно проигнорировать (может ее действительно не замышляли, мизансцена-то достаточно типична), то о «Пиратах» не вспомнить нельзя. Ведь создатель мультфильма — Гор Вербински, который как раз и снял трилогию. Я бы даже не исключил, что Джек Воробей был одним из образцов при создании центрального персонажа Ранго. Хотя, в итоге Ранго получился более трогательным и вызывающим больше сочувствия, чем Джек Воробей. Вы только посмотрите на этого нелепого обаяшку: кривой-косой, в забавной рубашонке на тщедушном тельце... Похоже, на игрушках, изображающих Ранго, создатели мультфильма смогут заработать кучу денег!

Впрочем, коммерческий потенциал ленты очень высок не только благодаря перспективе удачной продажи игрушек. Куда важнее то, что Paramount и Гору Вербински (заметим, не Pixar или Dreamworks!) удалось создать действительно универсальный мультфильм, в котором каждый найдет что-то свое. Дети будут смеяться над прикольным хамелеоном, взрослые же оценят оригинальность подхода и модную нынче экологическую тему. Ну а самые привередливые и искушенные киноманы будут с увлечением отыскивать отсылки к киноклассике (оцените пародию на знаменитую сцену вертолетной атаки из «Апокалипсиса сегодня»!) и наслаждаться остроумными аллюзиями на самые разные произведения искусства: например, в мультфильме есть замечательный реверанс стилю Сальвадора Дали.

Но особенно ценно, что все это подано без нарочитости, я бы не назвал «Ранго» постмодернистским проектом. Вообще, создатели этого мультфильма продемонстрировали редкое нынче чувство меры, которое (не сковывая при этом фантазию) проявилось почти во всем — за исключением разве что хронометража. Почти два часа — это для мультфильма многовато, и временами нет-нет, да и закрадывается мысль, что можно было бы чуть-чуть и подсократить. Но — этот небольшой недостаток можно смело простить за достоинства мультфильма. В конце концов, хорошего должно быть много :)

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 16 марта 2011 года

[Раздел «Смотри кино» | «Новинки кино»]