Рецензия на фильм
«Запрещенный прием»



1950-й год. Молодую девушку по настоянию отчима-злодея определяют в больницу для душевнобольных, где спустя пять дней ее ожидает страшная процедура — лоботомия... Чтобы оградиться от окружающих ее в лечебнице боли и страха, она выдумывает сказочный мир, внутри которого и начинает планировать свой побег… Для успешного завершения миссии в срок ей нужно раздобыть пять ключевых предметов, завладеть которыми практически невозможно. К счастью, ей удается убедить в необходимости побега еще четверых девушек, также проходящих курс лечения в клинике. Ради достижения цели они идут ва-банк и объединяются в один «ударный» отряд. Пять девушек — пять предметов — пять дней. Достаточно ли будет этого для обретения долгожданной свободы?

«Запрещенный прием» — новейшая работа американского режиссера Зака Снайдера, хорошо известного нашим читателя по фильмам «300 спартанцев» и «Хранители». Примечательно, что это первый фильм Снайдера, основанный на полностью оригинальном сюжете. Все предыдущие работы режиссера представляли собой римейки, были экранизациями книг или основывались на знаменитых графических новеллах. Изначально фильм планировали выпустить в формате 3D (полученном методом конвертации из отснятого «двумерного» материала), однако у кинокомпании не сложились взаимоотношения со сторонним подрядчиком, ответственным за конвертацию — последнему никак не удавалось добиться требуемого качества в стерео-режиме. Споры поклонников кино о пользе третьего измерения для индустрии длятся до сих пор, однако заметим, что в случае с «Запрещенным приемом» эффект от пресловутого «три дэ» был бы заметен — благо эффектных сцен в фильме хватает. Что ж, сейчас имеем то, что имеем.

Снайдер в очередной раз сработал в узнаваемой стилистике «графической новеллы». Начало фильма вообще представляет собой один большой клип — почти непрерывное музыкальное сопровождение отлично дополняет динамичную, атмосферную картинку. К стандартным кинематографическим планам режиссер вообще прибегает очень редко — как правило, во время  немногих диалоговых эпизодов. Все остальное время камера почти не стоит на месте — не прекращающиеся облеты, «рапид» и прочие операторские кульбиты четко дают понять зрителю: стиль для режиссера — явно не пустой звук. А десятки мелких, но существенных деталей (цветовые фильтры, нарочито вычурный грим и костюмы, экстравагантные оппоненты) в совокупности создают тот самый легко узнаваемый комикс-антураж. Проще говоря — почерк Снайдера узнается четко, спутать его манеру съемки можно разве что с некоторыми творениями Родригеса («Город грехов», «Планета страха»), да и то — до определенных пределов.

Пожалуй, труднее всего ответить на вопрос «о чем фильм?». Изложенное в синопсисе хотя и соответствует действительности, но не передает той гаммы ощущений, которая обрушивается на зрителя в момент просмотра. Причем — это не похвала и не хула, просто констатация факта. Более всего фильм напоминает пестрое лоскутное одеяло, каждый кусок которого является «вещью в себе» и сшит с остальными ярко-белыми нитками. И как воспринимать получившееся целое — решительно непонятно. «Запрещенный прием» — это безумная экшн-солянка, обладающая своим стилем, но напичканная аллюзиями на многие известнейшие кино-проекты. «Убить Билла», «Ангелы Чарли», «Властелин колец», «Обитель зла», «Я, робот», «Проклятый остров», «Пролетая над гнездом кукушки», «Лабиринт Фавна» и «Алиса в стране Чудес» — при желании список можно продолжить. А вот по структуре фильм более всего похож на великолепное «Запределье» Тарсема Синха — та же степенно развивающаяся центральная сюжетная линия, которую «прерывают» яркие вставки-иллюзии.

Как и в «Начале» Нолана, большую часть фильма главная героиня проводит в созданном ею иллюзорном мире, почти повторяющем реальность, но куда более красочном. Это, если можно так выразиться, первый слой иллюзии. Для погружения на второй уровень (выглядящий для других персонажей как танец) ей требуется особая концентрация. Зато на дне этого слоя реальности оживают самые смелые фантазии девушки, посильное участие в которых принимают и ее верные боевые подруги. И вот тут-то количество ураганного экшна, выплескиваемого с экрана на зрителя, превышает все мыслимые пределы. Гигантские демоны в доспехах, огнедышащие драконы, зомби в стиле «стимпанк», боевые роботы – кого только не поставили в оппоненты героиням сценаристы! Круша многоликих врагов, представляющихся им в многообразии гротескных форм и однотипных содержаний, девушки палят из разнообразного «огнестрела», виртуозно сражаются при помощи холодного оружия и не брезгуют рукопашной…

Пожалуй, именно экшн-вставки — самая сильная сторона фильма. Боевые сцены поставлены великолепно: это уровень «Матрицы», и лучших современных китайских боевиков, не ниже. А по накалу «страстей» такие эпизоды нередко затыкают за пояс даже признанных фаворитов жанра, наподобие «Неудержимых» Силвестра Сталлоне… Должен отметить, что в случае с «Запрещенным приемом» посещение кинотеатра выглядит чуть ли не обязательным условием. Без мощного многоканального звука, огромного экрана и сотрясающих пол низких частот, фильм потеряет половину своего скромного очарования. Владельцам же домашних компонентных hi-fi–систем остается пожелать приобрести Blue-Ray диск с фильмом сразу после релиза. Может статься, что новое детище Снайдера пополнит коллекцию лучших тестовых дисков, в полной мере раскрывающих возможности звуковой подсистемы домашнего кинотеатра.

А еще в фильме почти идеальный кастинг, по крайней мере — если оставить в стороне неоднозначный выбор исполнительницы главной роли. Эмили Браунинг неплохо играет, и определенно старается перед камерой, это заметно. Однако в 22-летней актрисе пока еще намного сильнее чувствуется девочка-подросток из «Лемони Сникет: 33 несчастья», чем грозный лидер сильных духом мятежниц, за которого ее пытаются выдать создатели фильма. К тому же внешность актрисы (если оставить в стороне кричащий грим и словно сошедшие со страниц XXX-журналов наряды) выглядит довольно скромно на фоне остальных четырех девушек. Хотя возможно, это новая тенденция — режиссеры все чаще предпочитают естественность красоте, по крайней мере для фильмов смешанных жанров («Пипец», «Скотт Пилигрим против всех», и др.). С другой стороны — нельзя не признать, что за счет подобного выбора главной героини достигается еще один оттенок контраста, на которых и зиждется вся структура этого произведения.

Зато к четырем «подружкам невесты» претензий не возникает — ни в том, что касается внешности, ни по части актерского мастерства. Все девушки относятся к совершенно разным типажам, но при этом — очаровательны без оговорок, тут директор по кастингу попал в «десятку». Эбби Корниш («Кэнди», «Хороший год») играет Милашку — самую опытную и самую рассудительную девушку из всех, что ничуть не мешает ей быть чертовски сексуальной блондинкой. Джене Мэлоун («Руины», «В диких условиях») досталась роль Ракеты — типичной «пацанки» со взрывным характером, но очень хорошенькой. Популярная актриса и певица Ванесса Энн Хадженс («Классный мюзикл») сыграла Блонди — единственную «черно-жгучую» брюнетку. Ну, и «для комплекта» пригласили Джеми Чунг — дерзкую и обольстительную азиатку, исполнившую роль Эмбер… Если оставить в стороне тот факт, что от этой четверки трудно оторвать взгляд, стоит отметить отличную физическую подготовку девушек — перед съемками они вместе тренировались на протяжении пяти месяцев, по пять дней в неделю, минимум по пять часов в день.

Несмотря на сильный акцент, сделанный Снайдером на экшне, «Запрещенный прием» нельзя назвать фильмом без идеи. Конечно, не стоит ждать глубины погружения в проблемы человечества, которую режиссер демонстрировал в «Хранителях» — здесь просто не тот уровень. Мораль, выносимая за рамки зрелищного видеоряда проста, как день, и более того — озвучивается в конце фильма прямым текстом. Однако и ее вполне достаточно для того, чтобы придать происходящему на экране смысл. А большего в данном случае и не требуется. И все же, подводя итог, стоит признать, что у Снайдера получился очень неоднозначный фильм. Любители глубоких или оригинальных идей, скорее всего, останутся недовольны — ведь, несмотря на определенные претензии, фильм получился весьма поверхностным. Поклонники «чистокровных» спинномозговых боевиков – тоже «не у дел». Для них фильм покажется слишком напичканным диалогами и «ненужными» драматическими вставками.

Поэтому рекомендовать фильм можно в первую очередь молодым людям. О том, что режиссер ориентировался именно на них, говорит мягкий прокатный рейтинг — это первый фильм Снайдера, ориентированный на лиц «от 13 лет». По вкусу лента придется и любителям оригинальных жанровых «коктейлей», а также – поклонникам стильных графических новелл. Всем остальным — строго по желанию. В конце концов, в «Запрещенном приеме» вы сможете полюбоваться красивейшими девушками, насладиться брутальными экшн-сценами и потрясающим саундтреком (присутствуют как любопытные кавер-обработки известнейших хитов, так и просто отличные динамичные треки). В сумме этого вполне достаточно для того, чтобы приятно провести пару часов свободного времени. Только не ждите от фильма откровений. Не в этот раз.

Дмитрий Гомельский (aiwen2003@mail.ru)
Опубликовано — 04 апреля 2011 года

[Раздел «Смотри кино» | «Новинки кино»]