Рецензия на фильм
«Тор»



…В золотом дворце сияющего Асгарда бог Один выбирает преемника между двумя своими сыновьями — Тором и Локи. В самый разгар церемонии происходит покушение ледяных гигантов на королевскую оружейную, в которой хранится мощный артефакт. Атаку удается отбить, однако разгневанный Тор не желает оставлять подлый поступок врага безнаказанным — нарушив указание отца, по Радужному Мосту он отправляется в холодные земли, горя жаждой мести… За дерзость и непослушание Один жестко наказывает своего сына: лишает его всех божественных сил и отправляет в бессрочную ссылку на Землю. Именно здесь Тору предстоит научиться смирению… или погибнуть.

Начало 21-го столетия без преувеличения можно назвать «золотым веком» комикс-экранизаций. На наших глазах популярнейшие франшизы получают второе рождение, известные с малых лет герои предстают в новых обличьях, истории их жизней «обрастают» ворохом ранее не известных подробностей, меняется сама стилистика подачи понятия «супергерой» массовому зрителю… Кристофер Нолан удивил мировую общественность своим видением того, каким должен быть Бэтмен. Зак Снайдер создал масс-культ под названием «Хранители». Альфред Гоу и Майлз Миллар организовали десятилетнюю эпопею под названием «Тайны Смолвиля», повествующую о юных годах Супермена. Вселенная «Людей Икс» закончила расти вдоль и начала разрастаться вширь. И так далее, и тому подобное — примеров возрождения жанра кинокомиксов можно привести немало.

На сегодняшний день битва разворачивается между двумя основными «поставщиками» графических новелл — компаниями Marvel и DC Comics. Первая из них, как обладатель большего количества известных супергероев, выводит летом 2011 года «тяжелую артиллерию» в виде «Тора» (которому и посвящен сегодняшний материал), приквела «Люди Икс: Первый класс» и выходящего в июле фильма «Капитан Америка: Первый мститель». Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы проследить, к чему все идет — анонсированные недавно «Мстители» обещают стать главной комикс-иконой на ближайшие годы, призванной затмить успех «Хранителей». DC Comics, впрочем, сдаваться тоже не собираются — в июне выходит «Зеленый фонарь», а уже в 2012-м нас ждет «перезагрузка» тайтла о самом известном летающем супергерое в виде фильма «Человек из стали», за который отвечают Кристофер Нолан и Зак Снайдер… Словом, битва за сердца зрителей предстоит нешуточная.

Впрочем, мы немного отвлеклись от темы. Итак, «Тор». И критика и зрители восприняли появление нового героя очень тепло. Кассовые сборы, судя по всему, также не будут разочаровывающими. И все же фильм после просмотра оставляет весьма двоякие ощущения. На первый взгляд — все, казалось бы, в порядке: история подается достаточно подробно, с деталями, полновесно описываются биографии героев и их характеры, да и с мотивацией главных действующих лиц все очень неплохо. При этом — формально — соблюдены все «каноны» комикс-экранизаций: бодрые экшн-сцены присутствуют в ассортименте, постановку сражений стоит признать удачной, ну, и прочие атрибуты на месте — запоминающиеся костюмы, колоритные злодеи, сочные спецэффекты и прочее… Но выйдя из кинотеатра и проанализировав только что увиденное, понимаешь, что фильм мог быть много лучше. И в данном случае недоработки создателей очевидны.

Самые большие претензии возникают к регулярно провисающей динамике, что для комикс-экранизации крайне нежелательно, а, в большинстве случаев - просто недопустимо. «Благодаря» пространному вступлению, раскрывающему зрителю историю Тора и его страны, а также немалому периоду «адаптации» героя на Земле, фильм получился ощутимо затянутым. Много (зачастую ненужной) болтовни с главными и второстепенными персонажами, масса лишних движений в кадре – а вот самого действия явно недостаточно. Да – если взять в расчет, что это лишь первая серия из многих – создателей можно понять. Солидный бюджет подразумевал направленность фильма на самые широкие слои населения и без предыстории в данном случае было не обойтись. Хотя попытаться ее ужать все равно стоило.

Отчасти проблемы фильма связаны с режиссером, сомнения в выборе которого возникали еще на этапе пред-продакшн. Манеру съемки ирландца Кеннета Брэны можно назвать интеллигентной, в то время как в данном случае боле уместным оказался бы «американский», агрессивный стиль изложения (ближайший ориентир — «Железный человек» Джона Фавро). Режиссер, съевший собаку на постановках шекспировских драм, уделил слишком большое внимание перипетиям сюжета и проработке отношений между персонажами. Желание похвальное — но только в том случае, если его реализация не идет в ущерб оставшимся компонентам, что мы и наблюдаем в данном случае. Ведь персонажи — несмотря на оскароносных актеров и соответствующий уровень игры — все равно получились «комиксовыми», неглубокими… Если сравнивать окончательный результат с построенным зданием, то в «доме Брэны» оказался слишком высокий фундамент при относительно коротких, лишенных достаточного количества окон стенах.

Столь же неровно сработали и дизайнеры. Мир Асгарда отчаянно напоминает страну мыльных пузырей. Тут все красочно искрится и переливается цветами радуги на фоне балующего пасторалью заката вперемешку с ожерельем из различным атмосферных явлений… Но стоит закрыть глаза — и не можешь вспомнить ровным счетом ничего из увиденного. Вроде бы проплывала какая-то анфилада с высоченными статуями. Вроде бы главный дворец похож на церковный орган… На этом — все, дальше — лишь мешанина красок при отсутствии четких форм. Типичный пример того, как нужно пускать пыль в глаза, если не получается выдать что-то действительно стоящее. Куда реалистичнее, атмосфернее получился  холодный мир ледяных великанов. Но и здесь не обошлось без просчетов — представив его в качестве хаотичного нагромождения ледников, дизайнеры просто лишили этот мир индивидуальности. О Земле же и вовсе сказать нечего: съемки проходили в специально выстроенном крохотном городке где-то в Нью-Мексико, и смотреть там не на что в принципе.

Самый сильный козырь фильма — звездный состав исполнителей — также не был использован на всю катушку. Актерам в фильме просто нечего играть — уровень проработки их персонажей намного ниже уровня самих актеров. И как ты здесь не старайся, как ни привноси индивидуальность в создаваемые перед камерой образы — резная скульптура из картона не получится… Сэр Энтони Хопкинс, безусловно, с задачей справился — «всеотец» Один в его исполнении получился запоминающимся, располагающим к себе персонажем. Другое дело, что в амплуа умудренного жизнью старца мы видели его уже не раз, ничего принципиально нового он не продемонстрировал. Натали Портман также сыграла на уровне. Вот только на ее месте с тем же успехом могла оказаться любая другая приличная актриса — и ничего бы сильно не изменилось.

Вот кто приятно удивил — так это исполнитель главной роли Крис Хемсворт. И даже не столько своей образцовой физической формой (6 месяцев тренировок и жесткой диеты), сколько игрой. В созданного им Тора, поначалу — спесивого и заносчивого, а позже — человечного и отзывчивого, по-настоящему веришь. Наблюдая трансформацию характера воинственного божества под влиянием внешних факторов не сомневаешься, что так все и происходило на самом деле. И хотя ближе к концу фильма становится заметно, что персонажу Хемсворта «подрезали крылья» нерадивые сценаристы, хочется засвидетельствовать появление на голливудском небосклоне нового перспективного актера.

Перед создателями стояла действительно непростая задача: соединить воедино «чистый» комиксовый стиль, сказочный мир фэнтэзи и реальность современной Земли. И более-менее они с этим заданием справились. «Сплав», правда, получился не без комков, но вполне удобоваримый. А если вы не столь хорошо знакомы с другими экранизациями Marvel — «Тор» и вовсе может стать для вас приятным сюрпризом. Однако по мнению вашего покорного слуги из имеющихся ресурсов создатели выжали далеко не все возможное. Словно пытаясь усидеть на двух стульях, «Тор» отчаянно мечется между двумя крайностями — зрелищным боевиком и доброй семейной сказкой, в итоге не достигая ни той, ни другой цели. Для боевика фильм слишком степенен и нетороплив, с ощутимой недостачей экшна. Для семейной сказки в нем непростительно мало шуток и много излишних вкраплений. Из «Тора» могла бы получиться неплохая технологическая «демоверсия», пропагандирующая достоинства 3D — но стереоэффект в фильме ощущается крайне слабо и явно «прикручен для галочки»… Посмотреть «Тора» один раз — отнюдь не зазорно и даже познавательно. Но вот засматривать его «до дыр» вряд ли кому-нибудь захочется…

Дмитрий Гомельский (aiwen2003@mail.ru)
Опубликовано — 04 мая 2011 года

[Раздел «Смотри кино» | «Новинки кино»]