Рецензия на фильм
«Пираты Карибского моря: На странных берегах»



Будучи в Лондоне и мечтая вернуть себе свой корабль — Черную жемчужину, — Джек Воробей узнает, что некто собирает команду, выдавая себя за Джека. Как выясняется, цель экспедиции — поиск таинственного источника, испив из которого, можно вернуть себе молодость. Вот только для того, чтобы получить от источника новые жизненные силы, одновременно из него должен выпить тот, кто готов эти силы тебе пожертвовать. Тем не менее, на источник охотятся не только пираты, но и власти Англии и Испании....

Оригинальная «пиратская» трилогия не нуждается в представлении — как и в случае с фильмами про Гарри Поттера, «Пиратов» посмотрели, наверное, все. Причем, в отличие от «Гарри Поттера», трилогия про пиратов Карибского моря обладает стилистической монолитностью: все три фильма – отличное семейное развлечение, которое должно прийтись по вкусу самым разным категориям зрителей – за исключением разве что тех, кто ожидает от кино какой-то глубокой идеи и художественных находок. Этого здесь нет, но оно и не нужно - «Пираты» созданы для отдыха, и этим все сказано. И создателей можно только похвалить за то, что они избежали соблазна повернуть во втором или третьем фильме в какую-то другую сторону, выдержав именно тот «рецепт», который всем пришелся по душе в первом фильме.

Но все когда-нибудь надоедает. Вот и съемочная группа «Пиратов» в один прекрасный момент устала от этого проекта (который изначально планировалось завершить третьим фильмом). В итоге, режиссер Гор Вербински и актеры Кира Найтли и Орландо Блум из проекта выбыли, но заручившись согласием Джонни Деппа (что, видно, обошлось недешево), продюсер Джерри Брукхаймер без труда нашел нового режиссера и новую звезду на главную женскую роль. Таким образом, вместо Киры Найтли теперь играет Пенелопа Крус, а режиссерское кресло досталось Робу Маршаллу, снявшему «Чикаго», «Мемуары гейши» и «Девять». Как оказалось, за исключением Джонни Деппа (и, наверное, самого Брукхаймера) незаменяемых людей в этом проекте нет.

И все же до премьеры четвертых «Пиратов» еще оставались какие-то сомнения относительно качества блокбастера, но одновременнно и надежды на то, что новый режиссер привнесет в проект что-то новое. Однако в итоге оказалось, что и опасения, и надежды были напрасны. «На странных берегах» получился ничуть не лучше и не хуже оригинальной трилогии, разве что Пенелопа здесь более органична и эффектна, чем Кира в предыдущих частях. Впрочем, основное внимание, как и прежде, направлено на Деппа, а вот он уже начинает становиться предсказуемым в образе капитана Джека Воробья. Но зато такие развлечения, как погони и сражения на саблях, надоесть не могут. А этого здесь в изобилии.

С другой стороны, таких эффектных сцен, как в предыдущих сериях (где был Кракен, гигантский водоворот, сцена со множеством Джеков Воробьев, погоня за ключом и прочее) четвертым «Пиратам» все же недостает. Вообще, в фильме явно недостает широких морских просторов — того, что было в первых частях. Здесь нет ни одного морского сражения, да и почти все действие разворачивается либо на суше, либо на берегу, либо внутри корабля. Единственное исключение – весьма захватывающая сцена с хищными русалками, которые неистово атакуют экипаж корабля, не зная, что им самим уготована ловушка. Это, пожалуй, самая удачная сюжетная коллизия и самый яркий эпизод фильма.

Вообще, зная, что фильм снял создатель мюзиклов Роб Маршалл, у меня было стойкое ощущение, что русалки должны спеть и станцевать. Или, на худой конец, устроят стриптиз - уж очень многообещающе обнаженные красавицы облокачивались о борта лодки. Но Роб Маршалл, видимо, учел печальный опыт «Девять» и решил работать строго в рамках жанра и заданного возрастного рейтинга. Но - шутки шутками, а функции режиссера в таком блокбастере действительно сводятся лишь к тому, чтобы ставить мизансцены и работать с актерами. И Брукхаймер, видимо, на то и нужен, чтобы сдерживать фвнтазию режиссера и уберегать бренд от любых посягательств на его составляющие. Если оно так, что Брукхаймер со своей ролью справился. Поэтому если вам понравилась оригинальная трилогия – сходите и на четвертый фильм. Вот только не ждите от него «Быстрее - выше - сильнее». Он ничем не лучше первых частей. В каком-то смысле это даже можно назвать дойкой бренда. Но дойкой качественной и добротной.

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 16 мая 2011 года

[Раздел «Смотри кино» | «Новинки кино»]