Рецензия на фильм
«Соблазнитель»



Обычно мы стараемся обращать внимание наших читателей лишь на стоящие фильмы. К ним могут относиться и новые творения именитых режиссеров, и продолжения полюбившихся блокбастеров, и редкие «вспышки» в виде неожиданно ярких дебютов или же «прорывов» малоизвестных деятелей кино. Критерий при выборе, как правило, всего один – высокое качество киноленты, и, уже как следствие этого – положительные оценки критиков/зрителей. Каюсь, обратить внимание на «Соблазнителя» меня подвигли именно высокие оценки зрителей, коих оказалось не так уж и мало. Увы, при личном знакомстве с новым детищем Тиля Швайгера, томительное ожидание приятного времяпрепровождения быстро развеялось, а позже – и вовсе сменилось недоумением.

Но прежде чем начать разговор о самом фильме, вспомним биографию Тиля Швайгера. После успешного окончания школы будущий актер, режиссер и продюсер долго не мог найти своего призвания – пробовался и в педагогике (оба родителя были учителями), и в медицине, но в итоге оказался у ворот Кёльнской театральной школы «Der Keller». Потратив некоторое время на работу в сфере озвучки порнофильмов, вскоре Тиль начинает пробоваться в серьезном кинематографе, сперва в эпизодических, а затем – и в главных ролях. По-настоящему известным немца сделала роль в культовом фильме его земляка и соратника Томаса Яна «Достучаться до небес». После выхода этой «нетленки» актер получает приз ММКФ за лучшую мужскую рол, а его имя отныне прочно ассоциируется у русского человека с кинематографом современной Германии.

Таким успехом глупо было бы не воспользоваться. Тиль устремляется за океан – один за другим начинают появляться Голливудские фильмы с его участием: «Убийцы на замену», «Гонщик», «Король Артур» и другие… Тем не менее, стать полноправным членом «Фабрики грез» Швайгеру не удается – его достаточно часто приглашают на вторые роли, но самому актеру хочется большего. Пожив некоторое время в Америке, в начале 2000-х Тиль с семьей возвращается на родину. Увы, большая загруженность и обилие разъездов не проходят даром для личной жизни актера – через несколько лет после возвращения он разводится со своей женой, моделью и киноактрисой Дэной Карлсен. И именно с этого момента начинается новый период в жизни Швайгера…

Немецкий актер ударяется в режиссуру. Его первый (и, может быть, последний) во всех отношениях удачный опыт – фильм «Босиком по мостовой» (2005), который Швайгер сделал сам практически полностью – и главную роль сыграл, и сценарий написал, и «Мотор!» кричал. Фильм оказался действительно хорошим. А вот дальше, что называется, «Остапа понесло». Швайгера настолько часто называли секс-символом и самым привлекательным мужчиной Германии, что он, похоже, и сам в это поверил. Его следующий фильм «Красавчик» активно эксплуатировал именно это амплуа актера. Швайгер-альфа-самец, Швайгер-покоритель, Швайгер-Мачо на протяжении фильма трогательно и нехотя влюблялся в детскую воспитательницу. Фильм был встречен публикой довольно тепло, несмотря на обилие пошлостей и плохо совместимое с ними присутствие в кадре ребятишек. В любой другой ситуации «детской линией» вполне можно было бы пожертвовать в угоду большей зрелищности, но, поскольку четверо карапузов из числа юных актеров принадлежали самому Швайгеру – фильм вышел именно в таком виде, каким мы его знаем.

Два года спустя в прокат поступает «Красавчик 2». Фильм, оказавшийся во всех отношениях слабее оригинала, повествовал о «бытовой» стадии отношений вышеупомянутого дуэта. На волне успеха первой части «Красавчик 2» также неплохо показал себя в прокате, хотя восторженных отзывов от горячих поклонников в этот раз было куда меньше. Что и не удивительно – шутки в сиквеле оказались сплошь бородатыми, актерская игра – посредственной, а в очередной раз плохо завуалированная мораль – настолько сама собой разумеющейся, что о ней можно было бы и вовсе не упоминать. Но дело свое Швайгер все же сделал исправно: публику привлек, бюджет отбил, да и ребятишек своих еще раз прорекламировал.

Теперь же Швайгер представляет свое новое творение под названием… «Соблазнитель»! Содержание видно уже из одного названия. Это фильм о настоящем немецком жиголо, который спит с красотками направо и налево, нигде не работает («комиссионные» за секс в качестве зарплаты учитывать не будем), и вообще не понимает всех этих глупостей вроде семейных ценностей или большой и чистой любви. Так продолжается ровно до тех пор, пока одна из его бывших не подбрасывает к порогу донжуана свою восьмилетнюю дочь, которая на самом деле и его дочь тоже. У девочки в руках – пояснительная записка с фразой «позаботься о ней, это же твоя дочь!» и прощальным поцелуем от мамаши. Сама по себе непростая ситуация осложняется  тем, что как раз именно сейчас в жизни отважного повесы забрезжил свет в лице очаровательной писательницы Катарины и неплохих перспектив в плане работы. На фоне этого свалившаяся как снег на голову дочь становится настоящей обузой…

Сама по себе неплохая (хотя и отнюдь не свежая) идея могла бы стать материалом для действительно веселой комедии. Но там, где другие попытались бы снять классическую семейную ленту в духе «Один дома» или «Нянек», Швайгер соорудил нечто свое, монументальное по задумке и довольно нелепое по реализации. Во-первых, «взрослые» разговоры, плотно соседствующие с «детскими» – это, конечно, родительская проза жизни, но демонстрация их в рамках одного фильма рушит целостность восприятия. Зритель только-только начинает умиляться широко раскрытым глазам наивной маленькой героини – как его тут же сурово отрезвляют очередным эпизодом из жизни папаши. И так постоянно. Во-вторых, герой Швайгера зачитывает монологи с каменным выражением лица и не особо радует зрителя разнообразием актерских приемов. Это уже не говоря о том, что весь фильм персонаж Швайгера проходил в одной и той же одежде. Все это, конечно, очень по-мужски - но злоупотреблять-то зачем?

Увы, на этом список вопросов не заканчивается. Мораль фильма  прослеживается четко – рано или поздно даже самый эгоистичный мужчина превращается в заботливого и любящего отца – нужно только слегка его к этому подтолкнуть. Но если речь заходит о заботе и воспитании – то почему персонаж Швайгера так часто ругается в присутствии дочери? Это не хорошо, не смешно и уж точно не круто. С юмором ситуация не лучше – парочки моментов, которые еще могут заставить вас улыбнуться, явно недостаточно для придания фильму статуса комедии. В то время как уже упомянутые «взрослые» моменты и частая брань не позволяют назвать «Соблазнителя» и фильмом семейным. А уровень актерской игры, откровенно слабая мотивация персонажей и надуманность центральной любовной линии не способствуют признанию фильма в качестве мелодрамы. Так для кого же и для чего снят этот фильм, кто его целевая аудитория? Мы не знаем.

Выезжать на детском обаянии – прием старый и надоевший. Но стоит убрать девочку из сценария – и от фильма не останется ничего: ни оригинальности, ни хорошей актерской игры, ни идеи. В целом фильм вторичен, неубедителен, и чертовски затянут – обрезание хронометража хотя бы на четверть могло бы несколько исправить дело.

Дмитрий Гомельский (aiwen2003@mail.ru)
Опубликовано — 09 сентября 2011 года

[Раздел «Смотри кино» | «Новинки кино»]