Рецензия на фильм
«Версия Барни»



В жизни не так много моментов, способных приятно удивлять. Бывает, придешь вечером с работы усталый и злой – а тебе горячую воду после профилактики включили на два дня раньше положенного. Или оденешь после летнего сезона старый осенний плащ – и обнаруживаешь в кармане неведомо как туда попавшие 500 рублей. Или полезешь в холодильник и наткнешься на припрятанный намедни и совершенно позабытый деликатес... В общем, случаются приятные мелочи. А бывает, начнешь смотреть фильм на, казалось бы, бытовую тематику – а вместо этого получаешь пронзительно красивую, очень жизненную трагикомедию, заставляющую возвращаться к ней мыслями еще долгое время после просмотра. «Версия Барни» - как раз то самое неожиданное открытие. Фильм, который можно смотреть как «под настроение», так и с целью это самое настроение создать.

В центре сюжета – история Барни Панофски, стареющего еврея, предающегося воспоминаниям о прожитых годах. А вспомнить определенно есть что… С одной стороны - всю его жизнь можно описать  одной строчкой: сперва он женился, затем – женился снова, а затем – встретил любовь всей своей жизни (именно эта фраза является официальным слоганом фильма). И все это будет чистой правдой. Но правильно ли отзываться о жизни далеко не самого заурядного человека столь скупо? Так односложно характеризовать мужчину, жившего не всегда хорошо, но всегда – ярко? Так ограничивать судьбу человека, на долю которого выпало немало встреч и расставаний, моментов мрачного веселья и безмятежной апатии, чьи будни всегда были насыщены самыми разнообразными эмоциями? Ответ на все эти вопросы – «нет». Иначе вся история Барни вполне уместилась бы в формат короткометражки. Режиссер Ричард Дж. Льюис, для которого фильм стал дебютом в большом кинематографе, сделал все для того, чтобы его первый опыт не оказался последним. И ему это удалось.

Отдадим должное первоисточнику, без которого фильм вряд ли получился бы столь проникновенным. Роман «Версия Барни» принадлежит перу Мордехая Рихлера - канадца еврейского происхождения, признанного эссеиста, сценариста и писателя. Это последний роман Рихлера, написанный им при жизни, и, возможно, именно поэтому в нем столько житейской мудрости. Молодой писатель вряд ли смог бы так явно передать нюансы образа мышления человека в разные периоды его жизни. Рихлер же закончил свой роман на 66-м году жизни, и ему было не только что рассказать читателю, но и с чем сравнить. И хотя у вашего покорного не было возможности ознакомиться с оригиналом произведения, по качеству фильма можно предположить, что Ричард Льюис сполна передал дух книги. За что ему большое человеческое спасибо.

Почти полностью выстроенный на флэшбэках, фильм мастерски проводит зрителя по основным этапам жизни главного героя. Минуя детство и юность, нас сразу знакомят с Барни «в самом расцвете сил» - молодым человеком, весело проводящим время в компании своих друзей-бездельников в Риме. Именно там жизнь преподносит ему первый урок – брак с Кларой (великолепная роль Рашель Лефевр), носящей под сердцем его ребенка. Увы, век этого союза оказался недолгим – роды прошли не так, как предполагали молодые, и Клэр рассталась с Барни навсегда… Место действия переносится в Монреаль. Здесь зритель знакомится с Барни №2 – возмужавшим, ставшим более циничным и расчетливым. Отныне женщины не играют для него особой роли – Барни поглощен собственной карьерой. Но у судьбы свой взгляд на вещи – и во время одного из светских раутов он встречает будущую мадам Панофски – яркую, темпераментную еврейку из хорошей семьи. Слово за слово – и вот уже друзья и близкие пируют на шумной еврейской свадьбе… Именно на собственной свадьбе Барни впервые замечает Мириам.

То, что Мириам – женщина всей его жизни Барни понимает с первого взгляда. Она разительно отличается от всех, с кем ему доводилось иметь дело. Скромная, подчеркнуто вежливая и даже чуть отстраненная – таких он прежде не встречал. Перекинувшись с гостьей всего парой фраз, Барни моментально теряет голову. Он не может больше думать о невесте, все его мысли занимает Она… Их последний разговор состоится в этот же день и запомнится обоим надолго. А потом Мириам уедет в Нью-Йорк работать на радио. А Барни останется со своей нелюбимой мадам Панофски – жить, зарабатывать деньги, заниматься тем же, что и тысячи семейных пар по всему миру. И втайне мечтать о великолепной Мириам… Судьба предоставит ему еще одну возможность изменить жизнь к лучшему. Но воспользуется ли он ей так, как надо? Или опять, по старой привычке, наломает дров? Что ж, ответ на этот вопрос, уважаемые читатели, вы сможете получить в середине октября, когда фильм выйдет в прокат в России.

Особо хочется отметить великолепный актерский ансамбль. Как всегда неподражаемый Дастин Хоффман (одна из его лучших ролей), зажигательная Минни Драйвер, интеллигентная Розамунд Пайк, и, с каждым годом вызывающий все большее уважение Пол Джиаматти в роли самого Барни. Знатоки наверняка оценят и камео Дэвида Кроненберга. Конечно - видели мы фильмы и с большим количеством голливудских знаменитостей на «метр пленки». Однако немногие из этих работ смогут поспорить с «Версией Барни» по параметру «гармоничность одновременного пребывания в кадре». Кастинг просто образцовый. Кого из актеров не возьми для примера – это будет 100% попадание в роль (чуточку отстает от других лишь Розамунд Пайк, но это можно списать на молодость актрисы). И, что еще важнее – оказавшись вместе в одной сцене, исполнители не нарушают ее идиллию. Никто не выделяется из общего ряда и не уходит в тень, никто не тянет одеяло на себя. Актеры взаимодействуют друг с другом, словно слои экзотического коктейля: каждый привносит свой собственный оттенок, но не в ущерб общему вкусу.

«Версия Барни» - отличный фильм с отличными актерами. За исключением парочки сюжетных натяжек и нескольких мелких огрехов актерского мастерства, ленту сложно в чем-то упрекнуть. Здесь есть нестандартный, живой сюжет. Здесь каждый актер в образе – это Личность с большой буквы. Причем - Личность правдоподобная, в которую веришь. Здесь есть своя специфическая динамика – и немалые 134 минуты фильма просматриваются на одном дыхании. В конце концов, присутствует даже детективная нотка - тянущаяся через все повествование и придающая действию пресловутую изюминку. А сильный, во всех смыслах этого слова, финал, заставляет задуматься над собственной жизнью. Вернее – взглянуть на нее с нового ракурса. Именно поэтому мы бы не стали рекомендовать «Версию Барни» очень молодым людям – для них он может стать «всего лишь еще одной жизненной историей», да и понимание отдельных нюансов будет затруднено (в силу возраста). С осторожностью стоит отнестись к фильму и любителям «летних мелодрам» - по-настоящему грустных моментов в «Версии Барни» немало. В остальном же – никаких противопоказаний. На такое кино не стыдно и в кинотеатр со своей половинкой сходить, и дома на DVD посмотреть.

Дмитрий Гомельский (aiwen2003@mail.ru)
Опубликовано — 26 сентября 2011 года

[Раздел «Смотри кино» | «Новинки кино»]