Рецензия на фильм
«Железная хватка» братьев Коэнов



Оскаровская гонка не сбавляет оборотов, и сегодня мы с вами поговорим об еще одном номинанте — новом фильме братьев Коэнов «Железная хватка». Надо сказать, Коэнов, как и Скорсезе, в последнее время едва ли не за каждую работу номинируют на «Оскар»: их прошлый фильм «Серьезный человек» фигурировал в главных номинациях, а предшествующий ему «Старикам тут не место» и вовсе стал основным триумфатором года. А есть ли шансы у «Железной хватки»? И вообще насколько удачным получился фильм (безотносительно оскаровских перспектив)? Мы постараемся ответить на этот вопрос, но прежде скажем пару слов о сюжете.

Действие фильма разворачивается на Диком Западе, где хозяйничают бандиты, наемные убийцы и прочие не самые приятные личности. Именно в таком окружении предстоит очутиться четырнадцатилетней девочке Мэтти Росс, которая мечтает отомстить за своего убитого отца. Девочка нанимает пожилого, но еще пребывающего в отличной форме федерального маршала Рустера Когберна, чтобы тот поймал грабителя, убившего ее отца. Однако чтобы быть уверенной, что Когберн ее не обманет, Мэтти решает пройти весь путь вместе с ним. И на этом пути ее ждет немало трудностей и опасностей...

Да, вы правильно поняли: Коэны сняли настоящий вестерн. Если «Старикам тут не место» лишь отчасти соответствовал этому определению, да и действие фильма разворачивалось в 80-е XX века, а не в XIX веке, то «Железная хватка» целиком соответствует жанровым канонам — и в плане места, и в плане время действия. Более того, «Железная хватка» является ремейком одноименного классического вестерна 1969 года, за который Джон Уэйн получил свой единственный «Оскар», а этот вестерн, в свою очередь, был экранизацией крайне популярного в Америке романа Чарльза Портиса.

Таким образом, Коэны оказались здесь в каком-то смысле заложниками чужих замыслов. Но, разумеется, они не были бы собой, если бы не придумали ряд находок, необычных деталей, которые выделяли бы фильм и на фоне предыдущей экранизации, и среди других представителей жанра вестерн. Вот только достаточно ли этих находок, чтобы фильм поставить в один ряд с предыдущими работами Коэнов? И есть ли здесь какая-то идея, концепция, или же только игра с жанром, а также попытка перещеголять оригинал?

Главное, чем фильм Коэнов отличается от первой экранизации, так это тем, что центрального персонажа играет 14-летняя актриса. Таким образом, Коэны идут вслед за романом, в котором четко указан возраст героини. В экранизации 1969 года, а также в телефильме 1987 года Мэтти Росс была превращена из подростка во взрослую девушку, и ее играли актрисы, которым далеко за 20. Так что Коэны сделали весьма необычную вещь, определив в главные герои вестерна 14-летнюю девочку. Причем, она здесь персонаж не пассивный, а активный (тогда как в фильме 1969 года основной акцент был сделан именно на герое Уэйна).

И, безусловно, концовка фильма выдает почерк создателей «Старикам тут не место»: мысль о том, что главным событием в жизни человека (умного, смелого, с огромной силой воли) станет приключение, которое он пережил в 14 лет, и, по сути, жизнь-то была именно ради этого, привносит трагически-философскую нотку. И такая «эмоциональная модуляция» выглядит особенно неожиданно, ведь до этого фильм выглядел типичным приключенческим произведением, сдобренным некоторым количеством юмора и весьма светлого по атмосфере (в отличие от мрачно-триллерного «Старикам…»).

Кстати, юмора здесь сравнительно мало, и он на удивление беззубый и какой-то даже простоватый: вот Когберн сидит в туалете, а Мэтти пытается до него достучаться, чтобы сделать заказ, но тот постоянно отвечает «Занято!», вот девочка не может заснуть, потому что ее положили на одну постель с храпящей бабкой… Конечно, Коэны мастера в диалогах, и именно в диалогических сценах они раскрывают своих персонажей (и делают это замечательно). Собственно, такие эпизоды, как сцена допроса Когберна в суде или перепалка Мэтти с торговцем, продавшим ее отцу лошадей, и являются главной ценностью «Железной хватки».

Но в целом это весьма обычная картина, профессионально снятая и не лишенная обаяния, однако не оставляющая никакого «послевкусия». Здесь не над чем размышлять (его говорить именно о сути, а не о жанровых особенностях и тому подобных киноведческих вещах), и даже посмеяться вдоволь не удастся. Но – это все-таки Коэны. И это главный аргумент в пользу просмотра фильма. Видимо, им же руководствовалась Киноакадемия, номинируя «Железную хватку» на «Оскар». А впрочем, кто знает, может этот же аргумент станет решающим и при итоговом распределении статуэток…

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 07 февраля 2011 года

[Раздел «Смотри кино» | «Новинки кино»]