Рецензия на фильм
«Король говорит!» Тома Хупера



В преддверии церемонии вручения премий «Оскар» мы рассказывали вам об основных номинантах. Теперь же, когда результаты голосования академиков стали известны, пришло время поговорить о победителях – благо они только-только вышли в отечественный прокат, и с ними уже могут ознакомиться все российские кинолюбители. Сегодня мы расскажем вам о картине Тома Хупера «Король говорит», взявший основные награды, а завтра изучим фильм «Боец», принесший «Оскар» Кристиану Бэйлу и Мелиссе Лео. Отчасти можно считать эти рецензии продолжением вчерашнего анализа результатов «Оскара», но, с другой стороны, мы попробуем взглянуть на эти фильмы и в отрыве от голливудской конъюнктуры – просто с точки зрения ценителей хорошого кино.

Когда в Голливуде объявили номинации на «Оскар», многие аналитики, да и обычные киноманы, следящие за оскаровской гонкой, были изрядно удивлены и озадачены: главным фаворитом (и по количеству, и по значимости номинаций) выходила не «Социальная сеть» Дэвида Финчера, уверенно собиравшая различные награды на пути к «Оскару», а «Король говорит» малоизвестного режиссера Тома Хупера. Безусловно, «Король говорит» тоже был в числе вероятных претендентов на попадание в список главных «оскаровских» фильмов года, но чтобы сразу на первое место? Да, это оказалось действительно неожиданно.

Вместе с тем, «Король говорит» имеет все те черты, которые так нравятся Киноакадемии, и может считаться примером того, как можно сделать «оскаровский» фильм, не тратя сотни миллионов на спецэффекты и не задействуя величайших актеров. Во-первых, «Король говорит» - это байопик, то есть фильм, рассказывающий о жизни (или каком-то эпизоде из жизни) реальных людей. Хорошо сделанные байопики Голливуд страстно любит: достаточно сказать, что главный конкурент «Король говорит» - «Социальная сеть» - тоже относится к этому жанру.

Во-вторых, «Король говорит» - историческая картина. Причем, не «клюква» (как «Гладиатор») и не вольная фантазия (как «Влюбленный Шекспир»), а довольно точная, даже скрупулезная реконструкция конкретной исторической ситуации (пусть и с необычной точкой зрения на эту ситуацию, что, наверное, даже приветствуется). Наконец, третье ключевое преимущество фильма (с точки зрения симпатий американских академиков) – его сюжетная фабула, сводящаяся к тому, как главный герой преодолевает себя, изживает свои детские комплексы и их последствия и добивается истинного величия.

Действие фильма разворачивается в период незадолго до Второй Мировой войны, когда старый король Георг V доживает последние месяцы, а его старший сын, наследник престола, проводит все время с американской авантюристкой и явно не собирается отказываться от нее ради трона. В этой ситуации даже старый король понимает, что более хорошим правителем был бы младший сын, герцог Йоркский (родные зовут его Берти), однако, у того тоже есть слабое место – он с детства заикается. Фильм начинается со сцены, в которой герцог выходит к микрофону, чтобы произнести речь перед целым стадионом – и не может вымолвить ни слова.

Пытаясь справиться с обидным недугом мужа, жена герцога таскает его по врачам, но ни один доктор не может предложить больному достаточно действенный способ, из-за чего герцог окончательно бросает надежду научиться когда-нибудь говорить публично. Однако, герцогиня все-таки решает попробовать в последний раз и приводит мужа к странному пожилому австралийцу Лайонелу Логу, который обещает справиться с заиканием, но при этом ведет себя с титулованной парой крайне экстравагантно и фамильярно. Тем не менее, герцогиня все-таки убеждает Берти позаниматься немного с Логгом.

Герцог до поры до времени терпит выходки странного доктора и даже становится почти что его другом, но однажды ему надоедает наглость и бесцеремонность логопеда, и он его прогоняет. Но жизнь готовит герцогу неожиданный сюрприз: после смерти отца его старший брат под давлением правительства отрекается от престола, и теперь королем престоит стать заикающемуся герцогу Йоркскому. А это значит, что надо пройти церемонию коронации...

«Король говорит!» — пример добротного костюмного фильма, созданного британцами про британцев и для британцев. Может даже показаться странным, что такой британский фильм приглянулся Американской Киноакадемии, но причины этого мы описали выше. Да и, в конце концов, это действительно мастерская работа — тонкая, изящная, полная интересных нюансов (обратите внимание на музыку Бетховена в фильме). Отчасти это заслуга актеров: Том Хупер собрал блестящий актерский состав, в котором абсолютно все (от Колина Ферта и до исполнителей эпизодических ролей) как будто вросли в свои образы.

Обратите внимание на небольшую, но очень выразительную роль архиепископа, а также на харизматичного Гая Пирса, воплотившего на экране сумасбродного короля Эдварда VIII... Самое главное, чего удалось добиться режиссеру — органичности в актерской игре и в самой атмосфере. Здесь нет ни излишнего пафоса, ни чрезмерного акцента на каких-то «музейных» деталях (то есть это не тот фильм, который создается только ради того, чтобы устроить показ мод изображаемой эпохи). Но одновременно с этим в фильм нет и харизмы, чего-то того, отсутствие чего отделяет просто хороший фильм от шедевра. Безусловно, такие фильмы тоже нужны, это не старомодность, а традиция в лучшем смысле. Но историю кинематографа делают все-таки не они. Даже если завоевывают главный «Оскар».

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 01 марта 2011 года

[Раздел «Смотри кино» | «Новинки кино»]