Рецензия на фильм
«Девять» Роба Маршалла



3 марта в российский прокат вышел киномюзикл «Девять» Роба Маршалла, американская премьера которого состоялась еще в конце 2009 года. Можно было бы привычно посетовать на неросторопность российских прокатчиков, но тут нечто большее, чем просто нерасторопность. В конце концов, когда фильм задерживают на полгода – это одно, а когда на полтора года – совсем другое (такая ситуация даже для нашего проката непривычна). Более того, хоть его в конце концов и выпустили у нас, но в ограниченный прокат – в Москве «Девять» идет лишь в нескольких кинотеатрах, в основном «артхаусной» направленности (35 мм, Киноцентр на Красной Пресне..).

Однако, самое интересное, что и в США фильм шел только в ограниченном прокате. Возможно, поэтому его кассовые сборы были обескураживающе низкими. За пределами Америки фильм заработал чуть более достойные деньги, но даже общая его сумма (из которой еще надо вычесть доходы кинотеатров и дистрибуторов) оказалась меньше, чем 80-миллионный бюджет. Оглушительный провал! Ситуацию мог бы поправить «Оскар», благодаря которому Роб Маршалл и прославился (он снял «Чикаго», ставшее главным оскаровским фильмом в 2003 году), но и там «Девять» получил лишь несколько второстепенных номинаций.

А ведь, казалось бы, «Девять» - это стопроцентный проект, который должен прийтись по вкусу всем и каждому, включая и Киноакадемию. Мюзикл с участием Дэниела Дэй-Льюиса, Николь Кидман, Пенелопы Крус, Марийон Котийяр, Джуди Денч, Софи Лорен (у всех этих актеров, кстати, есть по «Оскару»), а также Кейт Хадсон и Ферджи – уже одно это должно заставить отнестись к этому фильму с особым вниманием. Добавьте вышеупомянутого Роба Маршлалла в режиссерском кресле, Энтони Мингеллу (да-да, у него тоже есть «Оскар») в качестве сценариста – и все это под продюсерским крылом главы Miramax Харви Вайнштейна (из его студии вышла большая часть всех оскаровских фильмов последних двух десятилетий)...

Но увы, оказалось, что даже такая блестящая команда может проиграть. Впрочем, проигрыш этот, заметим, совсем не означает, что фильм плох. Просто американцам оказалась непонятной вся эта итальянская эстетика, странным образом перемешанная с чисто бродвейской музыкой и танцами, европейцы, наоборот, восприняли фильм как вторичный по сравнению и с маршалловским «Чикаго», и с источником сюжета – «Восемь с половиной» Феллини. Не исключено, что многих покоробил и сам факт того, что шедевр Феллини пытается переснять и «оголливудить» американец с бродвейским прошлым.

А вообще, анализировать причины провала одного фильма и победы другого – дело неблагодарное. Здесь слишком много факторов (большинство из которых относятся скорее к маркетингу, нежели к искусству) и слишком эфемерные «правила», чтобы можно было что-то предсказать (или, соответственно, объяснить, почему прогноз не сбылся). И, в конце концов, пусть об этом думают финансисты и маркетологи на голливудских студиях. Нам же главное – сам фильм. Ведь получить удовольствие от хорошего кино не помешает знание о том, что он провалился в прокате или недополучил какие-то премии. И «Девять» – как раз такой пример.

В центре сюжета – знаменитый кинорежиссер Гвидо Контини (Дэниел Дэй-Льюис), переживающий творческий кризис. Последние его два фильма провалились, и теперь продюсеры, съемочная группа и пресса ожидают, что режиссер реабилитируется. Но Гвидо даже не представляет, о чем будет фильм. Пытаясь сбежать от достающих его со всех сторон киношников и журналистов, режиссер уезжает из Рима в курортный городок и селится в роскошном отеле. Однако, почти сразу о его местоположении узнает его любовница Карла (Пенелопа Крус), которая приезжает к Гвидо и селится в пансионате неподалеку.

Продюсер фильма тоже не сидит на месте и, узнав о том, где находится Гвидо, решает приехать к нему со всей съемочной группой. В том числе, приезжает пожилая костюмерша Лилли (Джуди Денч), которая видит Гвидо насквозь и понимает, что никакого сценария у него нет, и фильм под угрозой. Чтобы спасти фильм, она сообщает жене Гвидо (Марийон Котийар), которая тоже приезжает в курортный городок. Ситуацию усугубляют еще три персоны женского пола: журналистка VOGUE Стефани (Кейт Хадсон), мать режиссера (Софи Лорен) и, наконец, муза Гвидо кинозвезда Клаудия (Николь Кидман). Гвидо окончательно запутывается в окружающих его женщинах.

Помимо «Восемь с половиной» картина Маршалла вызывает также совершенно прямые ассоциации с мюзиклом Франсуа Озона «Восемь женщин». Кстати, название «Девять» объясняется просто: это восемь женщин плюс Гвидо Контини. Другое дело, что здесь главным виновником всего выступает все-таки сам Гвидо, а не женщины (если говорить о центральных фигурах – жене, любовнице, музе). Структура фильма тоже очень близка к ленте Озона – у каждой женщины есть сольный номер, где она раскрывает свой характер. И эти номера становятся самыми яркими моментами картины, в которых талант Маршалла как хореографа и постановщика раскрывается на все 100.

Пенелопа Крус танцует дико эротичный, граничащий со стриптизом танец. Джуди Денч изображает из себя звезду кабаре, а номер Кейт Хадсон (играющей, напомним, журналистку VOGUE) стилизован под показ мод. Не менее хороши и лирические номера: страдающая от измен жена Гвидо в исполнении Марийон Котийяр и разочаровавшаяся в человеческих качествах режиссера «муза» Клаудия (Николь Кидман) сняты настолько красиво и проникновенно, насколько только это возможно. При этом, фильм не разваливается на отдельные клипы, но держит зрителя от начала до конца. Единственная претензия по постановочной части – местами налицо уж слишком большая схожесть с «Чикаго», вплоть до того, что кажется, будто оттуда некоторые декорации были взяты (хотя, конечно, это не так).

Что же касается общего впечатления, то, возможно, у данного фильма нет какой-то глубокой идеи и «второго дна», но и с простые кинозрители, и искушенные киноманы должны получить от него удовольствие. С одной стороны, музыка, танцы, блестящая актерская игра, легко воспринимаемое повествование, с другой – хитроумное (но органичное) переплетение разных стилей и эпох, аллюзии (вольные или невольные) на «Чикаго», «Восемь женщин» и «Восемь с половиной», сама атмосфера магии кино... Все это должно было сделать фильм универсальным. Почему не получилось (если судить по кассовым сборам и т.п.)? Не знаю. И не исключаю, что вам фильм не понравится. Но посмотреть его все-таки стоит – хотя бы ради актеров (не в каждой ленте увидишь такой парад «оскароносцев»!).

В большинстве кинотеатров фильм демонстрируется с закадровым переводом диалогов, но без перевода песен (за исключением кинотеатра 35 мм, где фильмы традиционно показывают в оригинале и с субтитрами). Вариант неплохой (можно услышать пение актеров), если достаточно хорошо знаете английский, чтобы понять, о чем поется в песнях. И еще один нюанс: перед сеансом лучше позвонить в кинотеатр и уточнить, не отменили ли показ. На некоторые сеансы просто не набирается достаточное количество зрителей.

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 06 марта 2011 года

[Раздел «Смотри кино» | «Новинки кино»]