Фильмы Ларса фон Триера
Часть II: «Идиоты» (2 DVD)



Мы продолжаем разговор о новых российских DVD-изданиях фильмов Ларса фон Триера. И сегодня в центре нашего внимания лента «Идиоты», дополненная полнометражной документалкой «100 глаз Ларса фон Триера». От «Элемента преступления» и «Эпидемии», рассмотренных в прошлой статье, «Идиотов» отделяет целое десятилетие. За это время Фон Триер снял прославившие его ленты, пережил провалы и триумфы, но главное - выработал ключевые принципы своего творчества. Подробнее обо всем этом мы сейчас и поговорим.

Идиоты (Idioterne)


    

После «Элемента преступления» и «Эпидемии» Фон Триер уже имел всеевроейскую известность и «постоянную прописку» на Каннском фестивале, однако на родине его критиковали нещадно. Видимо, для того, чтобы исправить это положение, Ларс снял для датского телевидения фильм «Медея» по сценарию другого датского гения Карла Теодора Дрейера. Впрочем, широкую публику экранизацией общеизвестного древнегреческого мифа вряд ли можно было привлечь, поэтому «Медея» особого успеха не имела. И тогда Триер сосредоточился на создании финальной части своей E-trilogy - «Европа». Естественно, лента отправилась на Каннский фестиваль, и Ларс был на 100 процентов уверен, что завоюет Золотую пальмовую ветвь. Но - приз ушел к американцам Коэнам, а Триер устроил скандал на банкете после вручения и впал в продолжительную депрессию.

Только в 1994 году он продолжил творчество, причем - опять на датском телевидении. Но на этот раз Триер решил снять сериал «Королевство». В Америке тогда как раз гремел «Твин Пикс», и Ларс решил сделать что-то вроде ответа Дэвиду Линчу. «Ответ» получился настолько удачным и, на первый взгляд, доступным, что во время показа сериала улицы Копенгагена «вымирали». Но «Королевство» не только принесло Фон Триеру долгожданное признание на родине, но и стало основой для его новых стилистических поисков. Если до этого Ларс снимал со множеством фильтров и с хитроумно выстроенным светом, создавая картинку по-настоящему эстетскую, то начиная с «Королевства» и вплоть до «Мандерлея» он использует минимум технических средств, ставя на первое место не красоту видеоряда, а саму историю.

Свои новые принципы Ларс фон Триер декларирует в знаменитом манифесте «Догма 95». Это свод жестких правил, которые призваны ослабить зависимость режиссеров от технического прогресса и вернуть в кино жизненную правду. Получается, что умелый манипулятор Фон Триер сам восстает против манипуляции, да еще и ведет за собой целый ряд молодых кинематографистов (в числе авторов «Догмы 95» были Томас Винтерберг и Серен-Краг Якобсен, которые сняли, соответственно, первый и третий фильмы, получившие сертификаты «Догмы 95»). Сам же Ларс создал только один фильм в точности по правилам манифеста - «Идиоты», причем через три года после публикации манифеста.

На первый взгляд, в «Идиотах» нет ничего общего с прежними работами режиссера. Отличается не только внешнее оформление, но и тематика. Прежде Фон Триер снимал о кризисе Европе, о каких-то глобальных вещах, теперь же он сосредоточился на судьбах нескольких людей. Людей, впрочем, необычных: они живут коммуной в пустом загородном доме, а когда выбираются в город, то ведут себя как умалишенные. Разумеется, со своими родственниками и прежними знакомыми, которые знали их нормальными людьми, они связь не поддерживают, наслаждаясь (или пытаясь в этом себя убедить в том, что они наслаждаются) жизнью без обязательств и вне каких-либо моральных и социальных устоев. Но в определенный момент всем им приходится сделать окончательный выбор между нормальной жизнью в обществе и существованием идиота...

Сюжет прост, но возможных трактовок здесь множество. И при ближайшем рассмотрении оказывается, что фильм-то на самом деле не о конкретных людях, а опять об обществе, о проблемах «старой» Европы, о всеобщем ханжестве, лицемерии и, как следствие, стихийном и губительном протесте против всего того, что считается достижением общества. Как тут не усмотреть параллелей с европейской трилогией, а главное - с самим объединением и манифестом «Догма 95»? Ведь Фон Триер (вместе с Томасом Винтербергом и Сереном-Крагом Якобсеном) бросили кинематографическому сообществу такой же вызов, как и герои «Идиотов» - обычному обществу. И - закончилось это, в сущности, тем же. Главные идеологи движения, насладившись произведенным эффектом, быстро разошлись по сторонам. Зато кинематограф до сих пор находится под влиянием «Догмы 95», а столь возмутившие всех «Идиоты» стали классикой.

Тестирование DVD

«Идиоты» уже выходили в России на DVD. Картина была выпущена в серии «Кино без границ» и стоила немалых денег - около 600 рублей. Правда, диск был сделан очень неплохо: помимо отличного оформления издание могло похвастать набором текстовых бонусов (в числе которых - полный текст манифеста «Догма 95»). Сегодня тот диск найти уже проблематично, да и цена на него слишком высока по нынешним меркам. Поэтому тем, кто не успел обзавестись релизом «Кино без границ», скорее всего, придется покупать новое издание «Кармен Видео» (серия «Другое кино»).

Оформление издания типичное для дисков серии «Другое кино». Вот только (непонятно почему!) «Кармен Видео» решили выпустить «Идиотов» в комплекте с полнометражной документальной лентой «100 глаз Ларса фон Триера» (рассказывающей о создании «Танцующей в темноте»), причем поместили ее на отдельный диск, который упаковали в отдельную картонную книжечку. Мало того, что это вдвое удорожает издание, так еще и коробка становится вдвое толще. Бонусов же, связанных непосредственно с «Идиотами», здесь нет вовсе. Да и меню оформлено довольно убого.

Что же касается документалки «100 глаз Ларса фон Триера», то она, безусловно, будет интересна тем, кто интересуется творчеством этого режиссера. И круг вопросов, которые там затрагиваются, шире, нежели только создание «Танцующей в темноте». Фон Триер много рассуждает о кино, об искусстве, о своем творчестве... Но вопрос, стоит ли данная картина тех 300 рублей, на которые из-за нее подорожали «Идиоты», для меня остается открытым. К тому же, она была на старом издании «Эпидемии» (см. предыдущую статью). Куда актуальнее здесь были бы текстовые бонусы из предыдущего издания «Идиотов» (серия Кино без границ). Если же проводить сравнение с западными аналогами, то оба российских издания, конечно, не конкуренты пятидисковому датскому изданию, включающему четыре первых «догматических» фильма (в том числе, «Идиотов») и целый диск бонусов. Из них на «Идиотов» приходится больше часа! Но это, понятное дело, вариант для коллекционеров, к тому же знающих английский.

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 07 сентября 2009 года

[Раздел «Смотри кино»]

VIERA