DVD-обозрение #26



Осенью DVD-индустрия (как, впрочем, и киноиндустрия в целом) выходит из «летней спячки», и на прилавках магазинов один за другим появляются релизы, которые киноман не может пропустить. Два таких диска - «Бруно» и «Антихрист» - составили «ядро» нашего сегодняшнего DVD-обозрения (с этого выпуска они выходят под номерами). А в дополнение к ним мы расскажем вам о двух летних дисках с фильмами, один из которых - классическая картина 90-х, а второй - новая работа классика артхауса.

Бруно (Bruno)


    

«Бруно», очередной проект британского комика Саши Барона Коэна, стал одним из самых скандальных фильмов этого года. Хотя, надо признать, скандал получился куда меньше, чем в случае с предыдущей его работой - «Боратом». Именно потому, что он «Бруно» все уже ждали провокации, а когда провокация не является сюрпризом, эффект получается в разы меньше. Тем не менее, «Бруно» все равно вызвал протесты и возмущения, а многие даже требовали запретить его показ в России (странно, что до сих пор есть люди, которые считают, что цензурой подобного рода можно чего-то добиться).

Но большинство зрителей фильм спокойно посмотрели, возмутились несусветной чушью и запредельной пошлостью и сочли его чем-то средним между отвязными молодежными комедиями  и софт-порно. На самом деле, ни тем, ни другим «Бруно» не является (хотя сцены сексуальных игрищ Бруно с карликом-любовником, а также видеозапись его передачи с «танцующим членом» очень располагают к тому, чтобы поставить диск на полку со «взрослыми» фильмами). Так же, как и «Борат», «Бруно» - обманка, фэйк, сатира... Причем, сделанная не столько руками Саши Барона Коэна, сколько ни о чем не доѓадывающимися простыми (и не очень) людьми, попавшими в его фильм. Поясню, что имеется в виду.

«Бруно», фактически, полу-документальный фильм. Все его сцены снимались одним способом: Коэн под видом австрийского телеведущего Бруно разговаривал с реальными людьми, пытался взять интервью у реальных звезд, и даже сцена со срывом шоу Prada на Миланской неделе моды была не подделкой: Коэн действительно вылез на сцену в костюме-липучке, вызвав переполох и попав под арест (хотя, естественно, сделано это было для фильма, а не по глупости). Таким образом, за исключением Бруно и двух его любовников в кадре только реальные люди, не подозревающие, что их снимают для фильма.

Зачем все это делается? Именно для того, чтобы показать реакцию людей на провокации Бруно. И люди эти, надо заметить, проявляют себя не лучшим образом. Достаточно взять сцену, в которой Бруно приходит в PR-агентство и говорит, что хочет заняться благотворительностью, чтобы стать звездой. И консультанты ему с готовностью предлагают варианты: глобальное потепление там, Африка и т.п.. Не менее эффектен и момент с медиумом (смотревшие фильм поймут, о чем речь). Этим фильм и интересен, а уж никак не пошлостью и (псевдо)порно-сценами. Хотя, разумеется, смотреть его надо людям взрослым и умеющим отделять зерна от плевел.

Тестирование DVD

К качеству трансфера претензий нет, хотя не ждите от изображения блокбастерного лоска (фильм снимался не самыми лучшими камерами). Что же касается звука, то здесь можно выбрать между оригинальной дорожкой (русские субтитры в наличии) и российским переводом, выполненным Дмитрием 'Goblin' Пучковым; это не закадр, а полноценный дубляж, сам Гоблин читает только закадровый текст. При этом, российский перевод есть как в DD 5.1, так и в DTS. А вот на бонусах, увы, сэкономили. Кроме фотогалереи ничего стоящего на диске нет.

Антихрист (Antichrist)


    

Не меньший (а то и больший) скандал, чем «Бруно», произвел «Антихрист» Ларса фон Триера. Хотя и в данном случае скандал был вполне ожидаем — негодующие старушки, выходящие из зала посередине сеанса, становятся уже неотъемлемым атрибутом показов работ датского провокатора :-) Но, как и в случае с «Бруно», мало кто из хулителей «Антихриста» счел за труд разобраться, что режиссер хотел сказать этим фильмом. Безусловно, не то, что в каждой женщине живет ведьма, и их надо сжигать, как в Средние века :-) По словам самого Триера, «Антихрист» создавался во многом спонтанно и против правил. Именно в этом — несоответствии фильма традиционным представлениям о кинодраматургии — большинство кинопрофессионалов и обвиняют Триера.

Но драматургия в «Антихристе», безусловно, присутствует — просто она совершенно особая. И тот эффект, который производит фильм, - отличное тому подтверждение. С первого российского показа «Антихриста» (26 июня) прошло уже почти три месяца, но эта картина меня не оставляет до сих пор. Я возвращался к ней, обдумывал, она даже снилась мне! И, конечно, такой эффект не из-за чудовищных сцен финала — они, если вдуматься, как раз-таки не самое сильное, что там есть. Куда интереснее идеи фильма, его концепция. Свои первые мысли по данному вопросу я изложил в колонке, написанной сразу после первого просмотра «Антихриста». Но чем больше размышляешь об этой картине, тем сильнее запутываешься и теряешься в догадках — о чем это и к чему. И прежние концепции перестают удовлетворять.

Можно было бы попытаться найти хоть какие-то зацепки в новозаветном «Апокалипсисе», на который Триер постоянно ссылается в фильме, но сдается мне, что и эта дорожка окажется тупиковой. Поэтому волей-неволей возвращаешься к тому, с чего начинали: к чисто эмоциональному восприятию, к самоценности сюрреалистических образов, наслаивающихся один на другой по принципу эмоционального нарастания. Впрочем, возможно, вскоре и сам Триер даст нам ключ к разгадке - в своих следующих фильмах. Ведь на данный момент это его последняя работа, и можно только гадать, как будет дальше развиваться творчество Ларса.

Тестирование DVD

Безупречное качество изображения (фильм представлен в оригинальном формате - 2,35:1), отличный звук (включая DTS и оригинальную дорожку с субтитрами)... Даже на бонусы не поскупились (интервью с режиссером и кадры со съемочной площадки)! И пусть продолжительность бонусов всего около 10 минут, назвать такое издание неудачным никак нельзя.

Съемки в Палермо (Palermo Shooting)


    

Немецкий режиссер Вим Вендерс уже давно достиг такого статуса, когда никому ничего уже доказывать не требуется, и можно позволить себе снимать кино без оглядки на ожидания публики, критиков и фестивальных жюри. За «Съемки в Палермо» Вендерса немало критиковали, а на Каннском фестивале 2009 фильм оказался обойден наградами. Оно и неудивительно: из всех последних работ Вендерса эта – самая личная, причем режиссер не боится упреков во вторичности, неоригинальности, рассуждает на вечные (и потому, казалось бы, «избитые») темы… Однако, тем «Съемки в Палермо» и ценны: здесь нет кокетства, расчета, коммерческой или фестивальной «запрограммированности».

Сюжет простой: популярный фотограф, переживающий кризис среднего возраста, бросает все и едет в старинный итальянский городок Палермо, где бродит по улицам, фотографирует, спит… Знакомство с художницей, занимающейся реставрацией фресок, а также сам дух города возвращает фотографу желание жить и работать. Здесь надо заметить, что в чем-то схожий сюжет был у раннего фильма Вендерса «Алиса в городах». Там тоже главным героем был уставший и разочарованный фотограф, только снимал он Америку (откуда потом уехал в Европу), а в качестве вдохновительницы выступила маленькая девочка, пробудившая в мужчине отцовские инстинкты.

Подозрения о том, что фотограф - alter ego режиссера, мы высказывали еще в «Алисе», однако теперь, когда Вендерс начал карьеру профессионального фотографа (выпустив фотоальбом Written in the West), это стало совершенно очевидно. И возвращение к образу фотографа тридцать пять лет спустя – весьма символично. Разница между «Алисой в городах» и «Съемками Палермо» в том, что первый фильм был решен жанре роуд-муви (и стал одним из классических примеров этого жанра) и пропитан европейским духом.

В свою очередь, «Съемки в Палермо» вполне могли бы быть голливудским продуктом, но обилие сюрреалистических вставок (видения и сны главного героя), а также нестандартный финал, который мы раскрывать не будем) привносят в картину нестандартность и выдают в режиссере творческую натуру (а не просто ремесленника, который снимает по накатанной схеме). Плюс ко всему, здесь очень красивый визуальный ряд (что не в последнюю очередь заслуга самого города – Палермо). Сравните с обыденным черно-белым миром «Алисы в городах» (который, безусловно, опоэтизирован Вендерсом, но сам по себе – весьма скучен)!

В общем, поклонникам творчества Вендерса нельзя обойти вниманием его новую работу. Но и зрителям, не привыкшим к артхаусу, вполне можно посмотреть «Съемки в Палермо» - для восприятия он куда проще, чем «Алиса в городах».

Тестирование DVD

Видеоряд фильма очень красочный и сочный - и DVD-трансфер справляется с ним без проблем. Что касается звука, то здесь особого восторга у нас нет, но и серьезных претензий тоже. А вот бонусов нет вовсе, что огорчает.

Непрощенный (Unforgiven)


    

Клинт Иствуд, о новых режиссерских работах которого мы регулярно вам рассказываем, начал снимать еще в 80-е, однако подлинного признания как постановщик он добился в 1992 году, когда на экраны вышел фильм «Непрощенный». Иствуд выступил в этом фильме режиссером и продюсером, а также сыграл главную роль. Его работа во всех трех ипостасях была оценена в полной мере: самый известный голливудский «ковбой» получил два главных «Оскара» (в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер»), а также был выдвинут в актерской номинации.

Сегодня уже можно сказать, что своей картиной Иствуд возродил жанр вестерна: в 95-м был снят «Быстрый и мертвый», в 2000-е – «Поезд на Юму» - и это только самые известные и достойные примеры. Но «Непрощенный» все равно остается недосягаемым образцом вестерна – точнее, умным и смелым его переосмыслением, поднявшим развлекательный, в сущности, жанр до масштабов до уровня подлинной драмы. Иствуд сохраняет ключевые сюжетные каноны, но создает таких персонажей, которые слишком многогранны и неоднозначны для классического вестерна.

Главный герой – бывший бандит и убийца, вышедший «на пенсию», мирно растящий детишек на своем ранчо и тоскующий об умершей жене. Снова взяться за оружие его заставляет кошмарное происшествие в городке поблизости: некие ковбои исполосовали ножом проститутку, шериф же ограничился тем, что взял несколько лошадей в качестве компенсации хозяину борделя, даже не наказав преступников. Проститутки скидываются и объявляют награду за убийство обидчиков. Но шериф настроен против этих планов самым решительным образом, поэтому борцам за справедливость и охотникам за вознаграждением придется бороться не только против ковбоев и их дружков, но и против шерифа с его людьми.

Первым гнев шерифа на себе испытает пожилой англичанин, имеющий репутацию великолепного стрелка. Вместе с собой он привозит своего биографа, исправно записывающего истории о «славном» прошлом англичанина и искренне им восхищающегося. С небес «летописцу» приходится спуститься после того, как шериф избивает и кидает в тюрьму «непобедимого» стрелка, а затем рассказывает биографу, как все было на самом деле (развенчивая один миф за другим). Так вот вся эта сюжетная линия (англичанин – биограф – шериф) очень наглядно показывает, в чем состоит новаторство Иствуда в обращении с жанром вестерна.

Шериф у Иствуда – не чета безупречному герою Гэри Купера из «Ровно в полдень». Ему ничего не стоит избить безоружного старика и закрыть глаза на жестокие преступления. Но и остальные персонажи – не те, кем они кажутся поначалу. Иствуд как бы выворачивает наизнанку традиционные типажи вестернов, показывая их истинное лицо.

Тестирование DVD

«Непрощенный» впервые выходит в России, и сам по себе этот факт, конечно, радует, но издание как таковое - только огорчает. Главный его минус - отсутствие русских субтитров (есть только английские). Качество картинки тоже далеко от идеального.

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)

Опубликовано — 23 сентября 2009 года

[Раздел «Смотри кино»]

VIERA