Вручение премий «Оскар»
анализируем итоги



Вчера в Голливуде (или сегодня ночью, по московскому времени) прошла ежегодная церемония награждения премий «Оскар» Американской Киноакадемии. И, надо полагать, вчерашнее действо войдет в историю «Оскара» как одно из самых предсказуемых: прогнозы по всем основным номинациям оказались верными, в том числе и по лучшему фильму – им был назван «Король говорит!» Тома Хупера.

Хупер же получил и за лучшую режиссуру. Пожалуй, это была единственная номинация, где сохранялась интрига – уж очень именитые подобрались конкуренты: Дэвид Финчер, Даррен Аронофски… Вероятно, на руку Хуперу сыграло то, что в список номинантов за лучшую режиссуру по непонятной причине не был включен Кристофер Нолан, хотя «Начало», этот триумф режиссерской фантазиции, получил номинацию на лучший фильм. Впрочем, не факт, что присутствие Нолана в режиссерской номинации помешало бы Хуперу взять свою статуэтку – уж больно очевидна была победа «Король говорит!» в главной номинации, а режиссерская награда как правило уходит именно создателю лучшего фильма.

Интересно другое: в этом году, как и в прошлом, премии распределились равномерно между номинированными фильмами. Какой-то получил чуть больше, какой-то – чуть меньше, но в целом сохраняется паритет. То есть нет такого, как было с «Миллионером из трущоб», «Властелином колец. Возвращение короля» или «Чикаго», которые не только брали главные «Оскары», но и оказывались лидерами по общему количеству статуэток. Что это значит? Во-первых, что нет безусловного лидера, который равно хорош по всем параметрам. Во-вторых, что нет единства среди голосующих: актеры предпочитают один фильм, монтажеры – другой, операторы – третий...

Судите сами: «Король говорит!» получил всего четыре статуэтки (фильм, режиссура, актер первого плана и оригинальный сценарий), хотя был номинирован на 12. Такое же количество наград досталось «Началу», но это сплошь второстепенные номинации (сведение звука, монтаж звука, операторская работа и спецэффекты). При этом, Кристофера Нолана, как уже отмечалось, «прокатили»: он был номинирован как продюсер и сценарист «Начала», однако в обеих номинациях победили другие. Не менее обидно должно быть и Дэвиду Финчеру: «Социальная сеть», собравшая кучу разных наград на пути к «Оскару», получила только три статуэтки (музыка, адаптированный сценарий и монтаж).

По две статуэтки у «Алисы в стране чудес» (художественное решение и костюмы), «Бойца» (мужская и женская роли второго плана) и «Истории игрушек 3» (полнометражный мультфильм и песня). У остальных – по одной. Полностью проигнорировали академики «Железную хватку» братьев Коэнов, «Детки в порядке» Лизы Холоденко, «127 часов» Дэнни Бойла и «Бьютифул» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. И, в общем-то, это тот случай, когда лично я согласен с академиками. Все четыре фильма очень сильны в актерском плане (что и было отмечено в номинациях), но в целом их большим художественным достижением назвать нельзя (да простят меня поклонники Коэнов).

Отдельно стоит сказать как раз об актерах. За лучшую женскую роль ожидаемо, но совершенно справедливо наградили Натали Портман, которая не только проделала огромную физическую работу, сильно похудев и потратив многие месяцы на балетные тренировки, но и создала потрясающе эмоциональный и яркий образ, вытянув на себе весь фильм. Если кто и мог с ней конкурировать, так это Николь Кидман, но «Кроличья нора» - куда менее яркий фильм, конечно, чем «Черный лебедь». Мы, кстати, предсказывали победу Натали в нашей статье про фильм Аронофски.

«Оскар» Колина Ферта – тоже вполне заслуженный. В роли заикающегося герцога, впоследствии ставшего королем, Ферт удивительно органичен. И хотя у Ферта здесь подобралась неплохая компания – Джеффри Раш, Хэлена Бонэм Картер (оба они были номинированы за лучшие роли второго плана), Ферт все время солирует и очень убедительно показывает внутреннее перерождение закомплексованного и чувствующего себя неудачником мужчины средних лет в сильного монарха, способного сплотить нацию в трудный момент.

С ролями второго плана все было менее предсказуемо, но эти номинации и не относятся к числу главных. Тем не менее, «Оскар» есть «Оскар», и для Кристиана «Бэтмена» Бэйла именно роль второго плана в «Бойце» стала триумфальной. Пожалуй, это тот случай, когда можно порадоваться не столько за фильм, сколько за действительно блестящего актера, который уже давно заслужил этот приз. Его партнерша по фильму Мелисса Лео – звезда, конечно, не того масштаба, но актриса достойная и профессиональная. Так что и здесь все справедливо. Жаль только Хэлену Бонэм Картер – в этом году на «Оскаре» были представлены сразу два фильма с ее участием («Алиса в стране чудес» и «Король говорит!»), и их успех – отчасти и ее заслуга тоже (хотя номинирована она только за «Короля»).

Вот, в общем, и всё. Разве что еще стоит прокомментировать номинации за лучший иноязычный фильм и лучший мультфильм. В первом случае победила датская лента «In a Better World», снятая Сюзанной Биер, а во втором – «История игрушек 3». Победа Биер примечательна тем, что Голливуд вообще не жалует датский кинематограф, находящийся под неослабевающим влиянием Фон Триера. А уж режиссеров, снимавших фильмы в рамках триеровской «Догмы 95» – тем более. Однако, для Сюзанны Биер, видимо, сделали исключение. А что касается «Истории игрушек» - здесь просто хочется отметить, что мультфильм был номинирован не только как лучшая анимационная полнометражная картина, но и как лучший фильм года, что большая неожиданность.

Итак, очередная оскаровская гонка окончена – и окончена спокойно, гладко, без сенсаций. Я бы даже сказал, что интрига здесь развивалась под стать интриге в фильме-победителе: все вот так по-английски сдержанно, неторопливо и прогнозируемо с первых же моментов. Схожие чувства вызывает и сама церемония: чтобы оживить действо, позвали молодых и красивых Джеймса Франко и Энн Хэтэуэй, но те были скучны и скованны, а немногочисленные шутки ведущих казались натянутыми и формальными.

Даже едва передвигающийся старенький Керк Дуглас («Спартак» Кубрика), вышедший вручать «Оскар» в одной из номинаций, оказался более остроумен и выразителен, чем до приторности смазливые Франко и Хэтэуэй. Однако, «английскому» формату церемонии они соответствовали, и если бы не слово fuck, вырвавшееся из уст Мелиссы Лео, можно было бы сказать, что все прошло без сучка и задоринки. С другой стороны, если эта церемония чем-то и запомнится, то именно этим «факом». Хоть одна неожиданность – и то хорошо.

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 28 февраля 2011 года

[Раздел «Смотри кино» | «Новинки кино»]