Новинки CD
Pierre-Laurent Aimard «Ravel»



     
 
Лейбл:
Deutsche Grammophon
 

Дата релиза:

Время звучания:

17 августа 2010 года

70 минут

 
 

Цена (импорт):

 

650 рублей

 

Французский пианист Пьер-Лоран Эмар на сегодняшний день считается, пожалуй, главным специалистом по современной фортепианной музыке. Более того, он является «авторизованным» интерпретатором произведений Булеза, Штокхаузена, Мессиана… Эмар записывается на авторитетном лейбле Deutsche Grammophon, но в последнее время его альбомы выходят довольно нерегулярно. В 2008 году он выпустил сразу несколько дисков, а в этом году единственной записью Эмара стал альбом с музыкой Мориса Равеля.

Казалось бы, Равеля записывали многие пианисты, да и для самого Эмара это не первый равелевский релиз, но данный альбом никак нельзя назвать проходным: он заслуживает особого внимания хотя бы по той причине, что в качестве дирижера здесь выступил еще один корифей — Пьер Булез. Пожалуй, лучшего тандема для исполнения французской музыки XX века даже представить себе нельзя! Два Пьера (а также Кливлендский оркестр) исполнили Концерт №1 G-dur и Концерт №2 для левой руки. Оба произведения написаны на рубеже 20-х — 30-х годов и считаются образцами позднего стиля Равеля — более драматического и эмоционально наполненного, нежели ранние сочинения в духе импрессионизма.

Что же касается исполнительской стороны, то концерты (и, в особенности, концерт для левой руки, написанный Равелем для пианиста, потерявшего на войне правую руку) предъявляют высочайшие требования к уровню фортепианного мастерства. И, разумеется, Эмар этим требованиям полностью соответствует. Еще одно доказательство его виртуозности — записанный в дополнение к концертам сольный фортепианный цикл Равеля «Отражения». Вот как раз «Отражения» представляют собой типично импрессионистское произведение — пять очаровательных, переливающихся множеством оттенков пьес-пейзажей.

Этот цикл предполагает очень легкое, воздушное (но при этом технически безупречное) исполнение. Пьер-Лоран Эмар играет безупречно чисто, прозрачно и как-то даже немного отстраненно. И, что поразительно, в его руках «Отражения» не могут не вызвать ассоциаций с фортепианными произведениями Мессиана (одним из лучших исполнителей которых является Эмар). Та же эстетская кристальная прозрачность, холодность и одновременно пряность созвучий, легкое, изысканное, чисто французское туше (прикосновение к клавише)… Как и Булез в своих интерпретациях до-авангардной музыки, Эмар смотрит на Равеля через призму новейших музыкальных тенденций. И видит в нем истоки этих тенденций.

И напоследок — небольшой, но важный анонс: 20 и 21 ноября Пьер-Лоран Эмар даст концерты в Московской Филармонии (Концертный зал Чайковского). Программы обоих концертов построены на французской музыке. 20 ноября прозвучит Концерт Равеля для левой руки, а также произведения Форе, Пуленка и Дебюсси. А на следующий день нас ожидают «Отражения» Равеля, фрагмент из «Каталога птиц» Мессиана и некое произведение Булеза (пока еще не анонсированное). Следовательно, в первый вечер Эмар выступит с оркестром (увы, российским, не булезовским), а во второй вечер даст сольный концерт. Причем, «Отражения» как раз будут соседствовать с послевоенным авангардом. В общем, если вы соберетесь на эти концерты — обязательно ознакомьтесь с равелевским альбомом Эмара. Ну а если нет — тем более стоит приобрести эту запись, чтобы хоть как-то компенсировать себе невозможность услышать Равеля в исполнении Эмара вживую.

Pierre-Laurent Aimard plays Ravel

В качестве дополнения к рецензии предлагаем вам фрагмент видеозаписи концерта, на котором Пьер-Лоран Эмар исполняет Фортепианный концерт для левой руки Равеля. Оркестром Berliner Philharmoniker дирижирует Пьер Булез.


Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 07 октября 2010 года