Новинки CD
Anna Netrebko, Marianna Pizzolato
«Stabat Mater: A Tribute to Pergolezi»



Во второй половине марта на прилавках магазинов появится новый диск Анны Нетребко. Какие произведения на нем будут и насколько удачной получилась запись? На эти вопросы мы можем ответить уже сейчас, одними из первых в России.
     
 
Лейбл:
Deutsche Grammophon
 

Дата релиза:

Время звучания:

18 марта 2011 года

72 минуты

 
 

Цена (CD):

 

650 рублей

 

Прошлой весной (причем, тоже в конце марта) на Deutsche Grammophon вышел концертный альбом Нетребко «In The Still of Night», на который попало выступление певицы, состоявшееся за полгода до этого на Зальцбургском фестивале. Теперь ситуация повторилась: поклонники Нетребко опять получат концертную запись, которая была сделана полгода назад (в июле 2010), только не в Зальцбурге, а в Баден-Бадене. Концерт целиком состоял из музыки Джованни Баттиста Перголези, композитора первой половины XVIII века, известного прежде всего благодаря кантате Stabat Mater и опере-буффа «Служанка-госпожа».

Собственно, именно Stabat Mater и стала «гвоздем программы». А в дополнение к ней прозвучали две небольшие светские кантаты Перголези (Nel chiuso centro и Questo e il piano) и оркестровая увертюра. Партнером русской красавицы выступила итальянская певица Марианна Пиццолато (контральто), «удельный вес» которой в концерте оказался, на самом деле, даже больше, чем у Нетребко, поскольку в Stabat Mater у контральто три сольных арии, а у сопрано – только две. Впрочем, Нетребко это, по-видимому, не смущает – Stabat Mater она любит едва ли не больше, чем свои коронные оперные партии.

Впервые Нетребко собиралась исполнить Stabat Mater на Зальцбургском фестивале в 2007 году, что вызвало неудовольствие руководства фестиваля, которое хотело, чтобы Нетребко снова исполнила роль Сюзанны в «Свадьбе Фигаро». Но звездный статус певицы к тому моменту был уже настолько крепок, что она могла диктовать свои условия. Но зачем Нетребко такая невыигрышная, трагически-углубленная и почти лишенная внешних эффектов музыка? Надо полагать, желание спеть Stabat Mater было своего рода скрытым протестом против сложившегося имиджа «легкомысленной самовлюбленной звезды», который прочно приклеился к Нетребко (хотя и без негативного оттенка).

Так или иначе, то выступление не состоялось, поскольку Анна заболела. Но свои планы спеть в Stabat Mater певица не оставила – и реализовала их, как ни удивительно, в Москве (мы рассказывали вам о том концерте). А уже в 2010 году певица составила целую программу из Перголези, нашла себе партнершу (Марианна Пиццолато) и подходящий оркестр (Orchestra dell’Academia Nazionale di Santa Cecilia – Roma, дирижер Антонио Паппано) – и выступила перед искушенной европейской публикой. Выступление было записано на CD, так что вскоре все поклонники певицы (даже те, кто пропустили московский концерт) смогут оценить ее в новом амплуа.

И, наверное, многие останутся не разочарованы: в конце концов, красивый узнаваемый голос Нетребко по-прежнему при ней, хороший вкус – тоже, а баланс с контральто в дуэтах Stabat Mater Анна выстраивает практически безупречно. Однако, в этой записи нет главного – изюминки, индивидуальности, какого-то внутреннего стержня – в общем, того, что есть в избытке в барочных записях, скажем, Чечилии Бартоли и Симоны Кермес, а также в оперных и романсовых записях Нетребко. Перед нами хорошая, добротная запись очень известного произведения, которое многократно исполнялось и записывалось.

Но такое произведение нельзя исполнять «просто хорошо» – тем более артисту, находящемуся на самой вершине «музыкального Олимпа». Надо придумать какой-то интересный подход или что-то, что заставило бы обратить внимание на эту запись (помимо фамилии исполнительницы). Ничего такого Нетребко не придумала. Поэтому Stabat Mater слушаешь спокойно, отмечая ровный тембр певицы, отличное legato, тонкие и хорошо сработанные нюансы, но – скучая. Несколько интереснее слушается светская кантата, в которой даже есть один довольно виртуозный номер. Но, опять-таки, в плане виртуозности певице здесь далеко до вышеназванных барочных див, а удивительное обаяние Нетребко на музыке Перголези почему-то не работает.

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 20 января 2011 года