Новинки CD
Rene Pape
«Wagner»



Весна наступила, и музыкальная индустрия окончательно вышла из зимней спячки. В том числе, это касается и классической музыки: в этом месяце нам предстоит познакомиться сразу с несколькими классическими новинками. И первакя из них — вагнеровский альбом баса Рене Папе.
     
 
Лейбл:
Deutsche Grammophon / Universal Music
 

Дата релиза:

Время звучания:

01 апреля 2011 года

63 минуты

 
 

Цена (импорт):

 

650 рублей

 

Вагнеровский альбом — вообще понятие весьма странное. Зрелые произведения Вагнера органически не приспособлены к выдиранию из них отдельных номеров, потому что номерная структура, фактически, отсутствует. И если дирижеры, желающие записать симфонические фрагменты из опер Вагнера, без особых трудов обходят препятствия, идя за самим композитором (который в концертах нередко сам исполнял эти симфонические фрагменты и даже сделал для некоторых из них специальные концертные редакции — например, «Полет валькирий»), то певцам — сложнее. Безусловно, относительно замкнутые по форме и яркие по содержанию номера в операх Вагнера присутствуют. Но оторвать их от предыдущего и последующего действия не всегда и не всем удается «безболезненно».

Особенно тяжко приходится обладателям низких голосов. Да, в «Кольце нибелунга» есть Вотан, в «Парсифале» — Гурнеманц, а в «Нюрнбергских майстерзингерах» — Ганс Закс. Но у Гурнеманца вся партия диалогическая, а у Закса — не так много эпизодов, которыми можно было бы блеснуть на концерте. То же самое касается и Вотана. Тенорам в этом плане, конечно, проще: в их распоряжении и Зигмунд со своей сценой из первого акта «Валькирии», и Вальтер Штольцинг со своими песнями из «Майстерзингеров», и Лоэнгрин с In fernem Land... Но басы выходят из положения как могут: помимо фрагментов из вышеперечисленных опер в ход идет и песня Вольфрама из «Тангейзера», и даже речь короля Генриха Птицелова из начала «Лоэнгрина» (вот уж точно не кульминационный эпизод, да еще и вырванный из контекста).

Собственно, именно все это мы и видим на сольном альбоме баса Рене Папе «Wagner». Желание Папе, который на данный момент является едва ли не самым известным вагнеровским басом, создать своего рода антологию басовых партий Вагнера вполне понятно. И пускай в итоге получается подборка, который не обладает обаянием, присущим аналогичным теноровым или сопрановым сольным вагнеровским программам, для любителей музыки великого немецкого композитора, а также для ценителей вокального искусства этот диск может быть очень любопытен. Прежде всего, конечно, благодаря личности исполнителя. Рене Папе обладает достаточно мощным голосом и, в отличие от многих других басов, точной интонацией. Однако, стремление петь чисто у него не противоречит выразительности и музыкальности.

Аккомпанирует певцу оркестр Staatskapelle Berlin под управлением Даниэля Баренбойма, и, надо заметить, баланс у них получается образцовый: Оркестр звучит выразительно и ярко, но Рене не приходится его перекрикивать. Другое дело, я бы все-таки не стал говорить, что звучание здесь какое-то особо интересное — нет, вполне стандартное, без супер-находок и концептуальных прорывов. Это такой правильный, высококачественный Вагнер. Впрочем, вряд ли Баренбойм мог особо развернуться на этих фрагментах — более-менее выигрышный (с оркестровой точки зрения) среди них только финал «Валькирии» («Заклинание огня»).

Кстати, помимо Баренбойма в записи участвовала еще одна вагнеровская звезда — Пласидо Доминго. Его голос мы можем услышать в дуэтных номерах из «Парсифаля» (Рене Папе поет, соответственно, Гурнеманца, а Доминго — Парсифаля). Отметим, что Доминго и Папе и прежде вместе пели в «Парсифале», однако, на CD или DVD этих записей нет. Так что в этом плане альбом Папе имеет даже отчасти и коллекционную ценность (разумеется, с точки зрения фанатов современного оперного искусства).

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 18 марта 2011 года