Новинки CD
Radiohead
«The King of Limbs»



Один из самых ожидаемых альбомов зимы, наконец-то, появился в продаже. Речь идет о новой работе Radiohead «The King of Limbs». Впрочем, следуя традиции, заведенной предыдущим альбомом «In Rainbows», музыканты решили распространять альбом в цифровом виде через собственный сайт. А издание на физических носителях (коллекционное, разумеется) появится только в мае.
     
 
Лейбл:
-
 

Дата релиза:

Время звучания:

18 февраля 2011 года

37 минут

 
 

Цена (MP3):

 

6 фунтов стерлингов

 

Необычно в новом альбоме не только то, что связано с его распространением, но и (если говорить о внешних вещах) его продолжительность: восемь песен общей длительностью в 37 минут — это ни туда, ни сюда. То есть ни полноценный альбом (который традиционно должен быть больше 40 минут), ни сингл или мини-альбом. И, надо полагать, это еще одна причина, по которой Radiohead делают ставку на интернет — это раньше физические носители диктовали продолжительность диска. А в интернете не существует устоявшегося формата. Главное — чтобы музыка была хорошая. А с этим у Radiohead проблем нет.

«The King of Limbs» — действительно очень удачная запись. И хотя новая работа Тома Йорка со товарищи как всегда разделила меломанов на сторонников и противников, и многие не приняли данной записи, нельзя не признать, что музыканты очень хорошо представляют, какую музыку они хотят создавать и какое впечатление эта музыка должна производить. Radiohead больше не хотят услаждать наш слух красивыми доступными мелодиями, они пытаются создать состояние, близкое к нирване, плетут из гитарных риффов, электроники и каких-то неосязаемых вокальных линий шаманские ритмы, погружающие слушателя в транс. Но их шаманство не мрачное и тяжеловесное, как у Massive Attack, а наполненное воздухом, легкостью и свободой.

Безусловно, это экспериментальная музыка, бесконечно далекая как от поп-, так и от рок-стандартов. И первое прослушивание скорее всего оставит вас в недоумении — а что это было-то? Восемь песен пролетают и растворяются, как дым. Не ухватишь ни одного риффа или мелодии, даже не скажешь, какого характера эта музыка — ну там, грустная, радостная, балладная или, наоборот, напористая... С одной стороны, в песнях разлита расслабленность, даже какая-то нега, но в то же время чувствуется внутренняя сосредоточенность, эмоциональный стержень. Музыка довольно статична, но не застыла и не скучна. Есть здесь драйв или нет? Есть, но не классический рок-н-ролльный, а какой-то особый, свой.

Этот драйв не захватывает, не наполняет энергией, но завораживает. Нельзя сказать, что музыка ведет вас, но она не отпускает, это точно. После первого прослушивания хочется послушать еще раз, потом еще и еще... Постепенно начинают запоминаться (скорее даже, записываться в подсознание) отдельные мелодические линии и гармонические последовательности — и вот вы уже ловите себя на том, что мурлыкаете что-то из «The King of Limbs», хотя и не факт, что сможете отождествить, что именно. При этом, нет ощущения, что мелодия тебе навязалась, как какая-нибудь попсовая песня. Наоборот, есть чувство, что ты по-прежнему внутри этой музыки, твое сознание купается в ней (а не отбивается от нее, как от назойливого комара).

А что же в итоге? Наверное, можно было бы засыпать этот альбом хвалебными эпитетами типа «великий», «замечательный» и т.п.. Но почему-то подобные ярлыки к нему не подходят. А главное — альбом оставляет ощущение неудовлетворенности. Кажется, что еще пара песен — и вот, шедевр готов. Но Radiohead и здесь обманывают наши ожидания. Не будет Шедевра. Будет очень загадочная, неосязаемая музыка, которой достаточно много, чтобы она зацепила, проникла внутрь тебя, но недостаточно, чтобы воспринимать ее как какое-то целостное высказывание. В таких случаях обычно пишут, что «альбому не хватает масштабности», но это как раз тот случай, когда масштаб не нужен. В этой недоговоренности, в этом потоке музыкального сознания, закончившемся так же внезапно, как и начавшемся, есть свой шарм. И своя убедительность.

Видеоклип «Lotus Flower»

В качестве дополнения предлагаем вам видеоклип на пятую песню альбома (кстати, кадрами из него иллюстрирована эта рецензия). Весь клип мы наблюдаем за танцующим Томом Йорком, который пребывает в каком-то особом сотоянии, похожем на кайф. Но кайф не наркотический, а, скорее, музыкальный. И его танец, каким бы нелепым он не выглядел на первый взгляд, удивителен именно тем, что Йорк не просто дрыгается под музыку, но пропускает каждый звук через себя. И наблюдать за этим — настоящее удовольствие. Если, конечно, здесь уместно это слово.

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 23 февраля 2011 года