Новинки CD
Tori Amos
«Night of Hunters»



Классический лейбл Deutsche Grammophon, по-прежнему имеющий статус издателя №1 в сфере классической музыки, с недавних пор привлекает к сотрудничеству не только классических артистов, но и рок-звезд. Первым примером такого сотрудничества стал альбом Стинга «Songs from the Labyrinth», после чего экс-солист The Police выпустил на Deutsche Grammophon еще два студийных лонгплея и два концертных диска. Теперь же сотрудничество с DGG начала Тори Эймос. И первый результат этого партнерства – альбом «Night of Hunters».
     
 
Лейбл:
Deutsche Grammophon / Universal Music Rus
 

Дата релиза:

Время звучания:

сентябрь 2011 года

72 минуты

 
 

Цена (Ovi Store):

 

80 рублей

 

Впрочем, было бы несправедливо полагать, что DGG просто «покупает» артистов, невзирая на их стиль и творческую направленность. Равно несправедливо и противоположное: и для Стинга, и для Тори переход на другой лейбл стал не просто формальностью или чем-то, не имеющим отношения к творчеству, но сознательным и именно творческим выбором. Фактически, своим сотрудничеством с DGG Стинг и Тори заявляют о своих амбициях в области академической (классической) музыки. И одновременно демонстрируют свое уважение и восхищение классическим наследием. «Songs from the Labyrinth», где Стинг пел песни английского композитора XVII века Джона Доуленда – яркий тому пример.

Вот и «Night of Hunters» выглядит шагом в том же направлении. Во-первых, это первый целиком акустический альбом Тори, причем, инструментальные партии здесь явно созданы под влиянием классических образцов. А во-вторых, все песни являются вольными вариациями на произведения Бетховена, Шумана, Мусоргского, Шуберта, Баха и других. Оригинальность и композиторский почерк Тори проявляется, прежде всего, в вокальных партиях (и в самих мелодиях, и в оригинальном вокальном стиле певицы), а также в том, как она работает с классическими образцами. Все-таки это хоть и вариации, но очень вольные и ни в коей мере не являющиеся стилизацией.

Что касается сопровождения, то доминирует в инструментальной ткани любимое Тори фортепиано. Его звучание поддерживают и расцвечивают оркестровыми красками струнные и деревянные духовые (кларнет, гобой). И вот это как раз, на мой взгляд, самое слабое место альбома. Иногда бывают симпатичные моменты, но в целом звучание все же скучновато и пресновато. Проще говоря, инструментовать можно было поинтереснее. С другой стороны, тем самым Тори продемонстрировала, что не собирается прятаться за оркестровыми эффектами и готова к сравнению с вокальными произведениями тех композиторов, чью музыку она взяла за основу.

При этом, что интересно, совершенно не академический вокал Тори весьма органично сочетается со столь консервативным сопровождением и удачно вплетается в гармонию и интонации классических произведений (которые здесь рассыпаны щедрой рукой, но так удачно замаскированы, что отождествить их все сможет только профессионал или очень образованный меломан). И это составляет главную прелесть альбома. Вроде слушаешь Тори Эймос, а вдруг мелькнет что-то такое знакомое – но совсем «из другой оперы». И это не только отдельные аллюзии, но вообще мелодический и гармонический образ альбома, который, тем не менее, не превращается в жалкое подражание классике, но сохраняет свое лицо и черты собственного стиля Тори.

Вообще, Тори уже давно заигрывает с акустикой – недаром на многих концертах она делает упор именно на unplugged-песни (например, так было на первом московском концерте певицы). Да и фортепиано всегда играло огромную роль в ее песнях. Теперь же Эймос движение в эту сторону получило логичное развитие. Посмотрим, будет ли следующий альбом певицы на Deutsche Grammophon в том же духе или же вернется к своему привычному стилю. Стинг, как видим, не вернулся (хотя альбом симфонических обработок собственных хитов «Symphonicities» можно расценить как проявление ностальгии). Возможно, что и Тори теперь не будет уже такой, как прежде. А может этот «академический» альбом – не более чем эксперимент, кратковременное увлечение.

Думаю, окончательный ответ на этот вопрос мы сможем получить, только когда выйдет следующий диск Тори на DGG. Но это дело будущего. А пока певица отправилась в турне в поддержку «Night of Hunters», и одни из первых концертов пройдут в Москве и Санкт-Петербурге. Так что если вы неравнодушны к творчеству этой исполнительницы – не пропустите!

Клип «Carry»

Альбом Тори Эймос вышел в двух вариантах. Один – стандартный (CD с 14 треками или двойной винил), а другой – с бонусным DVD. DVD включает 15-минутный документальный фильм и два клипа («Nautical Twilight» и «Carry»). Стоят ли 23 минуты видеоматериалов солидной переплаты – решать вам. На мой взгляд, оба клипа скучноваты и не особо интересны в режиссерском плане, а Тори в них достаточно однообразна. Но вам может показаться иначе. Поэтому предлагаем ознакомиться с одним из двух клипов – на песню «Carry».

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 28 сентября 2011 года

[Еще обзоры музыкальных дисков | Раздел «Слушай музыку»]

Обсудить в конференции