Обзор музыкальных дисков
за февраль 2010 года:
новинки классики



Как и было обещано в февральском CD-обозрении, мы предлагаем вам продолжение, посвященную классическим новинкам. Здесь нам предстоит изучить два баховских альбома и один диск вокальной лирики. А героями нашей статьи станут звезды академической музыки Альбрехт Майер, Миша Брюггергосман, Кристина Шэфер, Хилари Хан и Маттиас Герне. Ну что, приступим?

Albrecht Mayer
Voices of Bach

     
 
Лейбл:
Decca Classics
 

Дата релиза:

Время звучания:

08 февраля 2010 года

60 минут

 
 

Цена (импорт):

 

600 рублей

 

Вот уже как лет двадцать переработки и чересчур вольные исполнения классических произведений считаются дурным тоном. И тем более их чураются уважающие себя «элитные» звукозаписывающие лейблы типа Decca. Однако, из любого правила бывают исключения. И альбомы гобоиста Альбрехта Майера, выпускающиеся как раз на  Decca, опровергают (или, по крайней мере, на это претендуют) устоявшиеся представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Записи Майера с транскрипциями Генделя и Моцарта поднялись на вершины классических чартов. Теперь же Майер обратился к творчеству Иоганна Себастьяна Баха. Диск «Voices of Bach» содержит гобойные обработки номеров из кантат Баха.

Майер уже записывал транскрипции баховских вокальных произведений (в альбоме «Песни без слов»), но фокуса на кантатах там не было. Теперь же вся программа диска представляет собой компиляцию из номеров баховских кантат. Причем, наряду с переработками арий на альбоме фигурируют и хоралы. Они звучат, естественно, с хором. Однако, гобой не уходит на второй план, а выполняет декоративную функцию, играя контрапункты к хоровым партиям, орнаментируя их. Справедливости ради отметим, что Майер здесь не первопроходец.

Нечто подобное предпринял джазовый саксофонист Ян Гарбарек в своем альбоме «Officium», однако, если Гарбарек импровизировал, то Майер просто перерабатывает оригинальный баховский материал, причем, делает это с отличным вкусом. Игру Альбрехта Майера отличает очень тонкая и тщательная нюансировка (особенно восхищает staccato, весьма непростое на гобое), а инструмент звучит у него благородным, немного матовым тембром. И хотя каких-то особо виртуозных мест на альбоме нет, мастерство и исполнительский уровень Майера слышны в каждой фразе. И именно это (а даже не оригинальность программы) делают данный диск отличным приобретением для всех меломанов.

Hilary Hahn, Matthias Goerne & Christine Schafer
Bach: Violin and Voice

     
 
Лейбл:
Deutsche Grammophon
 

Дата релиза:

Время звучания:

январь-февраль 2010

57 минут

 
 

Цена (импорт):

 

600 рублей

 

Любопытно, что практически одновременно с релизом «Voices of Bach» Decca лейбл Deutsche Grammophon выпустил свой баховский сборник. Причем, его концепция во многом схожа с альбомом Альбрехта Майера. Здесь на первом плане скрипачка Хилари Хан (мы рассказывали вам о ее прошлом альбоме), сопрано Кристина Шэфер и баритон Маттиас Герне. А репертуар, соответственно, подобран таким образом, чтобы эта блестящая троица могла показать свои способности по полной программе. На диск попали арии и дуэты из баховских кантат, а также два номера из «Страстей по Матфею» и «Laudamus Te» из Мессы h-moll.

Во всех этих номерах мы слышим солирующую скрипку, и именно Хилари Хан становится главным героем альбома. Ее сдержанная и идеально соответствующая стилю игра радует больше, чем старательный и качественный, но не выдающийся вокал Шэфер и Герне. Впрочем, так как идея альбома принадлежала именно Хилари, номера подобрали таким образом, чтобы в них было где развернуться скрипке. А уж вокалисты — как придется. Отсюда и ощущение, что мы слушаем многочастный концерт для скрипки с оркестром, куда еще и голоса добавили.

Впрочем, какие тенденциозные подборки из Баха не делай – он все равно останется Бахом. И если музыка исполнена хорошо, невольно забываешь обо всем и отдаешься этой музыке сполна. Вот и в данном случае слушателю, по большому счету, все равно, кто из звезд и по какому принципу подбирал номера. Главное, что звучит все очень здорово. Придраться можно разве что к «Laudamus Te» из Мессы, исполненной в чересчур подвижном темпе и оттого прозвучавшей слишком весело и суетливо. Это, впрочем, не мешает рекомендовать нам данный диск ценителям музыки Баха.

Measha Brueggergosman
Night and Dreams

     
 
Лейбл:
Deutsche Grammophon
 

Дата релиза:

Время звучания:

01 февраля 2010 года

65 минут

 
 

Цена (импорт):

 

600 рублей

 

Третий альбом нашей сегодняшней подборки – совсем иного плана, нежели первые два. Здесь тоже весьма оригинальная подборка номеров, однако, вместо арий и хоралов первой половины XVIII века мы услышим изысканные вокальные миниатюры и Lieder (романсы, по-нашему) XIX – начала XX века. Для чернокожей певицы Миши Брюггергосман это уже второй сольный альбом на Deutsche Grammophon, и по оригинальности он ничуть не уступает первому – «Surprise». Там были кабаретные песни великих композиторов XX века, здесь – любовная лирика с ночной тематикой (ночь как время любви – излюбленный романтический образ, вспомним «Тристана и Изольду» Вагнера).

При этом, диапазон стилей в «Night and Dreams» довольно велик: наряду с классическими немецкоязычными Lieder Шуберта, Брамса, Вольфа и Рихарда Штрауса здесь звучат песни французов Габриэля Форе и Анри Дюпарка, и даже испаноязычные композиции Мануэля Де Фалья и Ксавье Монтсальважа. Не менее неожиданно в данной подборке выглядит имя Моцарта (единственный композитор XVIII века здесь). Однако, что удивительно, эклектичным альбом не кажется – наоборот, подборка воспринимается очень органично. Все номера объединяет одно элегично-возвышенное настроение, музыка окутана флером ночной романтики. Никаких бурных страстей, никакого трагизма — только изысканная нежность и любовная нега.

Исполнение Миши Брюггергосман идеально соответствует репертуару. Безупречная интонация, утонченность и грациозность звучания голоса — вот те качества, которые сразу очаровывают слушателя. Плюс к этому, мисс Брюггергосман демонстрирует высокую вокальную культуру, исполняя Вольфа так, как надо исполнять позднеромантическую музыку, а Моцарта — в традиции венского Классицизма. Нельзя не отметить и исполнителя фортепианной партии — виртуозные пассажи сверкают, как брызги горного родника, но аккомпанемент ни разу не оттесняет на второй план вокальную партию. В целом, «Night and Dreams», на мой взгляд, самый удачный классический альбом месяца.


Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 26 февраля 2010 года