Elina Garanca & Gustavo Dudamel
New Year's Eve Concert 2010



  • Лейбл: Deutsche Grammophon

  • Дистрибутор: Universal Music

  • Дата релиза: 14 января 2011 года

  • Продолжительность: 89 минут

  • Формат дисков: 1 x DVD9

  • Формат изображения: 16:9 (анаморф)

  • Форматы звука: PCM, DTS 5.1

  • Стоимость: 800 рублей

Карьера Элины Гаранчи развивается стремительно: если еще пару лет назад ее называли восходящей звездой, то сегодня она является, пожалуй, самым известным и востребованным меццо-сопрано на мировой оперной сцене. Триумфальной для Гаранчи стала партия Кармен, которую певица исполнила в Metropolitan Opera (запись спектакля недавно была издана на DVD). Практически одновременно с DVD «Кармен» был выпущен третий сольный альбом певицы на Deutsche Grammophon (Habanera), развивающий цыганско-испанскую тематику (мы рассказывали вам об этом диске).

Окончательным закреплением супер-звездного статуса Гаранчи и одновременно презентацией ее «испанского» альбома должен был стать новогодний концерт певицы в Берлинской филармонии в сопровождении филармонического оркестра под управлением венесуэльского дирижера Густаво Дудамеля. Выступление это состоялось 31 декабря 2010 года и транслировалось по авторитетному телеканалу Mezzo (специализирующемуся на классической музыке), а 14 января в Германии Deutsche Grammophon выпустил DVD с концертом. Будет ли российская версия этого DVD, и если да, то когда, сказать сложно. Тем не менее, о концерте поговорить стоит уже сейчас – в конце концов, он наверняка будет показываться по ТВ, да и западный диск заказать не проблема.

Как правило, программа новогодних концертов состоит из «легкой» популярной классики, ведь главная задача здесь – создать ощущение праздника и подарить наслаждение широкому кругу меломанов, а не «загружать» всякими музыкальными премудростями и редкостями. Другое дело, что столь уважаемое заведение, как Берлинская филармония, не будет подходить к делу халтурно (это только в России новогодние концерты воспринимают как что-то несерьезное не только зрители, но и сами исполнители). Поэтому программа такого концерта должна включать внешне эффектные и не утомляющие, но при этом достаточно изысканные и хорошо сочетающиеся друг с другом вещи.

В данном же случае была и еще одна цель – дать возможность Гаранче отрекламировать свой новый альбом, а Дудамелю – продемонстрировать южноамериканский темперамент. И, отметим, со всеми поставленными задачами составители программы справились. Концерт открылся увертюрой Берлиоза «Римский карнавал», хоть и весьма известной, но не заезженной до дыр, затем прозвучал романс Маргариты из «Осуждения Фауста» (это уж точно не хит), после чего были исполнены два номера из «Самсона и Далилы» Сен-Санса (опять-таки, один симфонический, другой – вокальный).

Таким образом, начать концерт решили с не самого популярного материала. Зато всю оставшуюся часть первого отделения музыканты посвятили «Кармен» Бизе. Из знаменитой оперы прозвучали все самые узнаваемые фрагменты – как симфонические (вступление и два антракта), так и вокальные («Хабанера», «Сегидилья» и цыганская песня, открывающая второй акт). Во втором отделении испанская тематика получила продолжение, но градус известности музыкального материала опять упал (что в данном случае только плюс). Куда печальнее, что у Гаранчи здесь было только два номера: Al pensar Руперто Чапи (этот номер Гаранча пела еще на своем дебютном альбоме на DGG) и Granada Агустина Лара. Остальное время оркестр под руководством Дудамеля развлекал слушателей симфоническими танцами Мануэля де Фалья.

В общем, в полуторачасовом концерте Гаранча пела лишь минут сорок, что, конечно, на полноценное сольное выступление тянет с трудом. Однако, количество в данном случае компенсируется качеством: пожалуй, это один из лучших концертов Гаранчи! То уникальное сочетание северной холодноватой сдержанности (от природы присущее Элине, родившейся в Латвии) и южной зажигательности (которая в данном случае берется от музыки) на берлинском концерте проявилось сполна. Певица поет «испанский» материал живо, естественно, эмоционально, с должным «драйвом», но при этом с богатейшей нюансировкой, филигранной выделкой каждой интонации, каждой детали мелодии.

Особенно хорошо это видно на фрагментах из «Кармен», знакомых всем до мельчайших деталей, и все равно звучащих у Элины не скучно, не формально, но и не отвязно или нарочито эффектно. Гаранча поет эти номера очень легко и изящно, но без небрежности. Наоборот, видно, как она бережно относится к материалу, с какой любовью исполняет эту музыку. Признак высшего мастерства: смотришь на артиста – и кажется, что он получает сплошное удовольствие, а не тяжело трудится. У Гаранчи это есть. Есть и у Дудамеля. Кстати, нельзя не признать, что выбор именно этого дирижера – замечательная находка.

Как и Гаранча, Дудамель сейчас переживает стремительный карьерный взлет, и его южный темперамент и еще не потерянное юношеское обаяние входят в замечательный резонанс со зрелым техническим мастерством и умением добиться от оркестра безупречно точного, ровного звучания. Струнные, например, звучат у оркестра настолько слаженно, как будто это играет один инструмент. Правда, не факт, что это заслуга именно Дудамеля – оркестр Берлинской филармонии из тех коллективов, которые и вообще без дирижера смогут, наверное, сыграть великолепно. Многолетняя работа с Караяном сделала этот коллектив одним из лучших оркестров мира, и за последующие десятилетия уровень ничуть не снизился.

Но вот что точно относится к заслугам венесуэльского дирижера, так это великолепное взаимодействие оркестра с певицей – и это при весьма смелых сменах темпа в некоторых номерах. В частности, цыганскую песню из «Кармен» Дудамель начинает очень медленно, гораздо медленнее, чем обычно, и постепенно ускоряет, повышая и повышая эмоциональный градус. И оркестр идеально выполняет все его команды, следуя за дирижером, который, в свою очередь, находится в теснейшем взаимодействии с певицей (даже сложно сказать, кто из них задает темп и движение – Гаранча или Дудамель, настолько естественно у них это получается).

И, конечно, южноамериканское происхождение Дудамеля в данном случае как нельзя кстати: испанские корни музыки дирижер отлично чувствует, и ему это очень близко. Что, понятное дело, на результате сказывается самым лучшим образом. В целом, берлинский концерт обладает редкой для наших дней универсальностью: он должен понравиться и широкой публике, слушающей классику изредка и желающей лишь получить удовольствие от красивых мелодий и красивых певиц, и ценителям вокального искусства и симфонического звучания – они смогут смаковать нюансы и сполна оценят высочайший технический уровень Гаранчи и Дудамеля.

Ну и, конечно, для поклонников латвийской меццо это отличный подарок – если закрыть глаза на небольшое количество исполненных ей музыкальных номеров. Так что если не хотите ждать телепоказа или российского DVD-издания – заказывайте западный DVD. На нем вы найдете концерт с широкоэкранным изображением и звуком DTS, а вот бонусов, увы, нам не предложили.

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 26 января 2011 года

[Еще обзоры музыкальных дисков | Раздел «Слушай музыку»]