Gorillaz
Plastic Beach
Часть I



  • Лейбл: Parlophone / Virgin

  • Дистрибутор: Gala Records

  • Дата релиза: 03 марта 2010 года

  • Время звучания (CD): 57 минут

  • Примерная стоимость: 1100 рублей

Gorillaz справедливо называют одним из самых ярких музыкальных явлений 2000-х годов. Своей музыкой, клипами, наконец, самим составом участников Gorillaz изменили представления о том, какой должна быть музыкальная группа. И хотя за первые десять лет существования Gorillaz под этим брендом вышло только два студийных альбома, мультяшные музыканты-обезьянки (за которыми скрываются вполне реальные люди — Дэймон Албарн и Джейми Хьюлетт) стали едва ли не самыми узнаваемыми персонажами современной поп-культуры. Фактически, Gorillaz создали новую аудиовизуальную Вселенную — такую, какой ее готовы и хотят видеть люди XXI века, не представляющие своей жизни без интернета, СМИ, кино, MP3-плееров и т.д...

Новый альбом «Plastic Beach», вышедший уже во втором десятилетии нового века, в очередной раз подтвердил, что Gorillaz претендуют на что-то большее, нежели просто сочинение музыки для развлечения. Незадолго до релиза альбома на сайте Gorillaz появилась демо-версия игры, посвященной исследованию загадочного «пластилинового острова», вышел клип «Stylo» (EMI выложили его на YouTube), а ряд сайтов получил предложение создать страничку, где посетители смогли бы бесплатно прослушать альбом от начала и до конца, без пауз (требование группы). Последнее свидетельствует еще и о том, что «Plastic Beach» — концептуальная работа, а не просто сборник песен, объединенных лишь временем создания.

Многим поклонникам такие ограничения, конечно, не понравились. Поэтому далеко не все кинулись слушать онлайн-версию (что, как вы понимаете, только на руку Gorillaz и EMI), а стали ждать релиза. Но когда, наконец, альбом стал доступен для приобретения, фанаты и просто желающие приобщиться к новому миру Gorillaz оказались перед непростым выбором: «Plastic Beach» вышел аж в пяти вариантах, один из которых — загадочный Experience Edition, а другой — новаторский iTunes LP Deluxe Edition. Что они собой представляют, мы разберемся во второй части нашего материала. А пока давайте изучим основную аудиопрограмму.

1. Orchestral Intro (06:43)
Открывает альбом оркестровое вступление, звучащее на удивление академически. Правда, выглядит композиция незаконченной и самостоятельностью не обладает. Весь ее смысл — в контрасте к следующему треку.

2. Welcome to the World of the Plastic Beach (05:18)
А вот и «настоящее» вступление к альбому, стилистически родственное последующим композициям. Здесь мы слышим харизматичный и узнаваемый голос Снуп Догга, читающий симпатичную среднетемповую речевку под вполне комфортное сопровождение.

3. White Flag (05:15)
Следующий трек тоже хип-хоповый в своей основе, однако, начало здесь совсем неожиданное. Оркестр народной арабской музыки играет светлую приятную музыку, которая вполне могла бы звучать в симфонии какого-нибудь композитора начала XX века. Восточного в ней, в общем-то, не так уж и много, только ритм, но именно на ритм затем накладываются речевки британских рэпперов Bashy и Kano.

4. Rhinestone Eyes (04:30)
Четвертый номер отлично «рифмуется» со вторым треком. Мелодичная электроника и спокойный рэп-речитатив звучат приятно и комфортно.

5. Stylo (03:23
Главный хит и первый сингл альбома — энергичная и довольно интересная в мелодическом отношении песня с очень цепляющим электронным мотивом (который, правда, весьма банален и вызывает острое ощущение дежавю). «Stylo» стала очень популярна благодаря клипу, выложенному EMI на YouTube. В клипе снялись мультяшные Gorillaz и настоящий Брюс Уиллис. Что из этого получилось? Любопытная (хотя и не выдающаяся) пародия на боевика. Погоня на винтажных тачках по калифорнийской пустыне, стрельба из пистолетов, толстый неповоротливый полицейский, бесконечно жующий гамбургеры, и крутой Брюс Уиллис воспринимаются именно в юмористическом аспекте.

6. Superfast Jellyfish (05:29)
Начальные звуки «Superfast Jellyfish» как будто взяты из голливудского мультика, но дальше начинается «старый добрый» хип-хоп. А вот припев (уже с вокалом, а не с речевками) опять производит несерьезное мультяшное (но очень приятное) впечатление. Не зря «Superfast Jellyfish» будет выпущен в качестве второго сингла с «Plastic Beach».

7. Empire Ants (04:58)
Один из красивейших номеров альбома. И вместе с тем — переломный трек: если до него преобладал хип-хоп, то после на первый план выйдет мелодическое и вокальное начало.«Empire Ants» выделяется еще и тем, что здесь мы слышим вокал шведской певицы с японскими корнями Юкими Ногано.

8. Glitter Freeze (03:40)
Мощное, массивное и напористое звучание электроники в восьмом номере оттесняет вокальную линию Марка Смита далеко на второй план, однако, песня от этого не теряет в выразительности. Скажу больше: это один из самых ярких треков альбома.

9. Some Kind of Nature (03:55)
Еще один (после Снуп Догга) звездный гостевой вокалист (Лу Рид) и еще одна вершина альбома. В то же время, «Some Kind of Nature» перекликается с «Superfast Jellyfish» — здесь та же едва уловимая ирония и обаятельная прямолинейность.

10. On Melancholy Hill (03:40)
Атмосферное и легкое, но вместе с тем, меланхоличное звучание десятой песни вызывает особые чувства, которые даже сложно выразить словами. Один из лучших номеров диска!

11. Broken (03:40)
Меланхоличная атмосфера предыдущего трека перешла и на «Broken». Но только здесь эта меланхолия немного иного плана — в ней больше грусти и лиризма. Можно

12. Sweepstakes (03:40)
После двух комфортных и спокойных номеров следует расхлябанный и сумбурный трек, в котором мы слышим отбивку каких-то экзотических ударных, аккорды медных духовых, электронные «гудки» и скороговорки Мос Дефа. Ближе к концу номера все это сплетается в единую музыкальную ткань, производящую впечатление чего-то хаотичного и спонтанного (хотя на самом деле трек сделан виртуозно).

13. Plastic Beach (03:55)
Титульная композиция альбома весьма симпатична, но, пожалуй, теряется среди других номеров. Видимо, понимая это, Gorillaz поставили ее не в начало и не в конец, а во вторую половину трек-листа.

14. To Binge (03:40)
Фантазия Gorillaz неистощима: теперь мы слышим дуэт Gorillaz с Юкими Нагано (первый на этом альбоме дуэт женского и мужского голоса!), а в электронный аккомпанемент вкрапляются хоровые аккорды. Настроение этого номера близко к «On Melancholy Hill», хотя это не значит, что данная песня вторична.

15. Cloud of Unknowing (03:40)
Философская, лишенная бита композиция с вокалом 65-летнего Бобби Вумэка — лирическая кульминация альбома. А старомодное (точнее сказать, винтажное) звучание и специфический тембр певца придают номеру особый шарм — как будто он родом из фильмов 40-х годов.

16. Pirate Jet (03:40)
Завершается диск ритмичным, но спокойным номером, объединяющим в себе многие из тех элементов, которые мы отмечали в остальных песнях. Увы, номер слишком короток, ощущения синтеза, веского вывода нет. Но, наверное, оно и не требовалось...

Общие впечатления от альбома

Яркие мультяшные персонажи, продуманная мифология и «Вселенная», звездные основатели... Все это замечательно. Но Gorillaz не имели бы и сотой доли той популярности, которая у них есть, если бы все это не подкреплялось отличной музыкой. И «Plastic Beach» — еще одно свидетельство музыкальной состоятельности Gorillaz. Богатство фантазии и разнообразие музыкальных средств в «Plastic Beach» поразительное. Правда, в этом кроется и недостаток альбома: песни слишком короткие, а в общей сложности их слишком много, из-за чего диск получается пестрым и немножко фрагментарным. А «благодаря» большому стилевому диапазону между различными номерами это становится еще заметнее. Поэтому лично мне кажется очень странным требование Gorillaz слушать альбом от начала до конца без пауз. Но, в конце концов, обладатели лицензионного издания (что на диске, что в download-варианте) смогут слушать песни так, как сочтут нужным. А вот о том, какой вариант издания лучше выбрать, мы поговорим во второй части статьи.


Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 22 марта 2010 года

[Еще обзоры музыкальных дисков | Раздел «Слушай музыку» ]