Обзор музыкальных дисков
Июль 2010 года



Жара и пик сезона отпусков не помешали звездам выпустить свои новые альбомы. Ну а нам с вами, надеюсь, ничего не помешает с ними познакомиться. И хотя коммерческих «бомб», как в прошлом месяце, здесь не наблюдается, тем не менее, все диски, о которых мы сегодня расскажем, очень любопытны и наверняка найдут путь к сердцам (и ушам) многих меломанов.

Sting
Symphonicities

     
 
Лейбл:
Deutsche Grammophon
 

Дата релиза:

Время звучания:

13 июля 2010 года

55 минут

 
 

Цена (импорт):

 

650 рублей

 

Выпуск сборника старых хитов — дело распространенное и удивления не вызывающее. Кажется, мимо этого не прошел ни один сколь-нибудь известный рок- или поп-исполнитель. И даже перезаписью старых песен в обновленном виде(например, с симфоническим оркестром) тоже сегодня никого не удивишь. Увы, как правило, такой ход имеет одну-единственную цель — коммерческую; при этом становится очевидным неумение рокеров обращаться с оркестром и неспособность вдохнуть жизнь в сочиненные в молодости песни.

Поэтому когда я узнал, что Стинг (исполнитель, отличающийся безупречным вкусом и не склонный к коммерческим авантюрам) решил выпустить сборник своих хитов в симфонической обработке, мне стало любопытно и страшно одновременно: а вдруг получится очередной псевдоакадемический скучный альбом, как это было у многих предшественников Стинга? К счастью, все опасения оказались напрасны. Альбом, без сомнений, удался. И эту работу вполне можно поставить с другими пластинками Стинга, записанными на Deutsche Grammophon — «If on a Winter Night» и «Songs from the Labirynth».

По духу «Symphonicities» действительно очень близок к этим записям, однако его принципиальное отличие в том, что Стинг здесь исполняет собственные песни, большинство из которых изначально были написаны в рок-стиле (исключение — кантри-дуэт с Элисон Краус «You Will Be My Ain True Love» из фильма «Холодная гора»). Впрочем, как выясняется, без гитар и электроники они не перестают быть красивыми, выразительными, а иногда и зажигательными. Но не ждите здесь масштабного симфонического звучания (разве что совсем чуть-чуть — во вступлениях). В этом смысле название альбома представляется не совсем точным и даже вводит в заблуждение. Логичнее было бы сравнить «Symphonicities» не с симфоническими альбомами рок-звезд, а с безумно популярными в 90-е концертами из цикла MTV Unplugged.

В «Symphonicities» звучание не симфоническое, а, скорее, камерное. Хотя, оркестровка очень разнообразна и изобретательна (интересно, сам ли Стинг ее делал?), полна интересных нюансов и деталей, поэтому не стоит думать, что звучание получилось бедным. Однако, повторюсь, эта музыка не для больших академических залов (равно как и не для стадионов), а для таких помещений, как Durham Cathedral, в котором Стинг записал замечательный концертный DVD «A Winter’s Night...». И тем удивительнее, как Стинг собирается представлять «Symphonicities» в огромном питерском Ледовом дворце и немаленьком московском Crocus City Hall. Но, в любом случае, альбом от этого хуже не станет.

KoЯn III
Remember Who You Are

     
 
Лейбл:
Roadrunner
 

Дата релиза:

Время звучания (1 CD):

06 июля 2010 года

45 минут

 
 

Цена (импорт):

 

650 рублей

 

Крестные отцы стиля ню-металл (впрочем, постоянно открещивающиеся от этого термина), KoЯn решили тряхнуть стариной и вернуться в начало 90-х. Для этой цели они обратились к продюсеру Россу Робинсону, который как раз спродюссировал два их первых альбома и, во многом, создал фирменное звучание KoЯn (ставшее потом фирменным звучанием ню-металла вообще). Новый альбом получил красноречивое название «Remember Who You Are», а рядом с названием группы на диске красуется цифра III — по всей видимости, это намек на то, что данный альбом стоит считать третьим после двух дебютных логплеев. А того, что между ними, как будто и не было.

Но, понятно, что перечеркнуть всю карьеру невозможно, и написать такую музыку, как полтора десятилетия назад — тоже. Да, звучание стало более аутентичным, с минимумом продюссерских фокусов и всяких компьютерных штучек, но ярких мелодий (а на мелодии KoЯn никогда не скупились), здесь, прямо скажем, маловато. Вместо них KoЯn делают упор на яростные партии бас-гитары и фирменные гармонические обороты, которые мы слышим почти в каждом их альбоме. И из-за этого воспринимать «Remember Who You Are» как нечто новое — не получается, но и свежести дебютных записей KoЯn здесь тоже нет. Хотя, по ярости и мощи саунда этот диск ничем не уступает ни дискам 90-х, ни последним работам группы.

Особо стоит сказать об издании. Альбом вышел как в стандартном, так и в двухдисковом варианте. Первый диск Special Edition порадует поклонников тремя бонус-треками (третий из которых — live-версия сингла «Blind» из дебютного альбома), а на втором диске (DVD) можно будет найти студийные видеозаписи всех 11 песен «Remember Who You Are». Цифровая версия Special Edition доступна на iTunes Store в формате iTunes LP. В ней, помимо вышеперечисленного, есть еще один бонус-трек — концертное исполнение «Oildale (Leave Me Alone)», песни из «Remember Who You Are».

Bjork & Dirty Projectors
Mount Wittenberg Orca (EP)

     
 
Лейбл:
-
 

Дата релиза:

Время звучания:

30 июня 2010 года

21 минута

 
 

Цена (пожертвование):

 

от 7 долларов

 

Самым оригинальным и неожиданным альбомом месяца, без сомнений, является «Mount Wittenberg Orca» Бьорк и Dirty Projectors. Этот EP выпущен, кажется, вразрез со всеми коммерческими правилами: купить его можно только через специальный сайт http://www.mountwittenbergorca.com/, никаких синглов к нему нет, да и сам он синглом не является, так как полноценного альбома за ним не последует... Выпуск таких релизов — прерогатива малоизвестных (в широких кругах) независимых групп и исполнителей, и бруклинская команда Dirty Projectors вполне относится к их числу. Однако, все дело меняет участие Бьорк в этом проекте.

История их партнерства такова. В 2009 году одна из самых популярных певиц наших дней, имеющая и коммерческий успех, и повышенное внимание СМИ, решила поддержать благотворительную акцию, направленную на защиту океана от загрязнений. Был дан концерт, на котором Бьорк и Dirty Projectors исполнили песни, написанные специально для этого случая. А год спустя музыканты решили сделать студийные версии своих песен. Так появился данный EP. История эта вдвойне необычна из-за того, что Бьорк, известная своей неуживчивостью и сложным характером, прежде не была замечена в длительных сотрудничествах с какими-либо музыкантами. Да, у Бьорк был дуэт с Томом Йорком («I’ve Seen It All» из «Танцующей в темноте») и пара дуэтов с Энтони Хегарти на альбоме «Volta». Но чтобы Бьорк спела с кем-то целых семь песен, причем, написанных не ей! Это действительно что-то новенькое!

Правда, знатоки творчества «исландского эльфа» наверняка вспомнят группу The Sugarcubes, в которой Бьорк начинала свою карьеру, и джазовый диск 1990 года «Gling Glo», содержащий исландские песни и стандарты. Но это дело давнее, относящееся ко временам, когда Бьорк была еще малоизвестна, и такой творческой свободы не имела. Так что в случае с Dirty Projectors певицей двигали какие-то другие мотивы, нежели на заре карьеры. Что же это за мотивы? Ответ на данный вопрос кроется в самой музыке «Mount Wittenberg Orca». Альбом почти целиком строится на ансамблевом пении, создающем и ритмическую основу, и гармоническое сопровождение. Это, естественно, заставляет вспомнить альбом «Medulla» Бьорк. Dirty Projectors работают в похожем стиле. Неудивительно, что Бьорк песни бруклинцев понравились, и она согласилась поучаствовать в проекте (тем более имеющем красивую благотворительную цель).

Однако, положа руку на сердце, стоит признать, что композиции Dirty Projectors гораздо слабее, чем музыка самой Бьорк. И даже уникальный и моментально узнаваемый вокал исландки (она солирует во 2, 5 и 7 треках) не приближает «Mount Wittenberg Orca» к той же «Medulla». Это интересно, оригинально, смело, но — в музыке Dirty Projectors нет той композиторской зрелости и, одновременно, природной силы, которая есть в песнях Бьорк. Так что данный EP я могу порекомендовать лишь собирателям всяких редкостей да фанатам исландской певицы. Всем же остальным настоятельно советуем дождаться следующей сольной работы Бьорк.


Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 09 августа 2010 года