Gaetano Donizetti
Lucia di Lammermoor (2 DVD)



    

Возвращение из декрета Анны Нетребко — главной оперной звезды современности — стало событием, безусловно, радостным, но вместе с тем и волнующим: всего через два месяца после рождения ребенка (первенца, кстати) 38-летняя певица должна была исполнить главную партию в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Нетребко же последние месяцы перед уходом в декрет пребывала не в лучшей вокальной форме (достаточно вспомнить московский концерт), и не было никакой гарантии, что за два месяца она эту форму наберет и полностью восстановится. Что и говорить о внешних данных, которые неизбежно должны были претерпеть изменения после родов!

Неудивительно, что внимание к «Лючии» было гигантским: в Мариинке (где Анна выступила с «Лючией» перед Metropolitan — видимо, в качестве эдакой генеральной репетиции и одновременно реверанса Гергиеву) билеты по заоблачным ценам раскупили почти сразу после того, как появилась первая информация о спектакле. В Америке ажиотаж был не меньший. И это несмотря на тот факт, что постановка-то не новая: в 2008 году в том же спектакле блистала Натали Дессей, которую считают эталонной современной исполнительницей партии Лючии.

Теперь же в костюмах Мары Блюменфельд и декорациях Мэри Циммерман предстояло играть Анне Нетребко, причем один из спектаклей транслировался в прямом времени через интернет (в рамках серии Met Live in HD). В качестве партнера Нетребко дебютировал Петр Бечала, хотя изначально планировался Роландо Виллазон. Но в последний момент Виллазон заболел, и Анне пришлось выступать с новым партнером. И, хотя поклонники дуэта Нетребко-Виллазон наверняка были несколько разочарованы, пресса отозвалась о Бечале очень доброжелательно. Основные же комплименты достались, конечно, Анне. Мировая музыкальная общественность признала: возвращение примадонны состоялось.

Сейчас, год спустя, страсти вокруг возвращения Нетребко и спектакля как такового немного поутихли, зато появился DVD с записью той трансляции. Поэтому самое время оценить ту постановку непредвзято и без оглядки на различные околомузыкальные новости. Начнем с режиссерской работы. Нью-Йоркская Metropolitan Opera вообще считается оплотом традиционного подхода к оперным постановкам. Модернисткие штучки здесь не в чести, и максимум, что может позволить себе режиссер — это чуть-чуть изменить время действия. Вот и в данном случае мы видим не начало XVIII века, а вторую половину XIX века.

Проявляется это прежде всего в костюмах, а также в мелких деталях вроде фотографа с фотоаппаратом на свадьбе. Таким образом, образец романтического сюжета Циммерман поместила в декорации романтической эпохи, погрешив против исторической точности, но не погрешив против самой сути «Лючии». Да и потом, многие ли из зрителей хорошо представляют себе, как выглядели шотландцы в начале XVIII века? Думаю, нет. Именно поэтому предложенное визуальное решение не выхывает никакого диссонанса, не раздражает глаз.

В остальном же сценическое оформление довольно точно соответствует написанному в либретто: то есть, если лес — значит лес, если замок — значит замок. Единственная вольность Мэри Циммерман (помимо времени действия) — гигантская луна в сцене сумасшедствия Лючии. Но, надо полагать, эта находка призвана символизировать как раз не совсем адекватное состояние главной героини (так же как красная луна в «Воццеке» — сумасшествие главного героя). А как же поставлена сама сцена сумасшествия? Насколько хорошо режиссер справилась с главной задачей спектакля (ведь не секрет, что это — кульминация всей оперы и самый известный ее эпизод).

Вот здесь необходимо сравнить данный DVD с записью Натали Дессей (сцена сумасшествия есть на коллекционном издании ее альбома). Мы видим ту же лестницу на фоне огромной луны, гостей-наблюдателей в тех же костюмах и Лючию в таком же белом платье, испачканном кровью. Вот только актерски Нетребко решает эту сцену совсем иначе, нежели Дессей. Нетребко не катится с лестницы, не бросается ни на кого, она изображает тихое сумасшествие, однако, впечатляет это не меньше. Что же касается вокальной части, то здесь следует отметить, что голос Нетребко звучит довольно плотно и насыщенно, тогда как Дессей поет прозрачно, звонко. И тембр Дессей кажется в данном контексте более органичным.

Вообще, голос Нетребко претерпел не радикальные, но заметные изменения после беременности. Основной регистр как будто немного сместился вниз, в результате чего добавился меццо-сопрановый оттенок. Верхи (в том числе, ми-бемоль) Нетребко по-прежнему подвластны, но даются уже с некоторым напряжением, что для белькантовой музыки не очень хорошо. Однако, я бы не стал говорить, что голос Анны «испортился» — нет, он не потерял ни узнаваемости, ни шарма, а это главное. То же касается и внешности певицы. Разумеется, Анна больше не та девочка, которая пела Наташу Ростову в «Войне и мире», модельные параметры сменились женственными формами (легкая полнота, кстати, отлично скрывается пышными платьями XIX века, в которых Нетребко поет в «Лючии»).

Однако, при всех изменениях (как в голосе, так и во внешности) Нетребко осталась сама собой, и ее имя по-прежнему является своеобразным знаком качества. Поэтому данный DVD я могу смело порекомендовать всем ценителям оперы и поклонникам Нетребко — ни те, ни другие не останутся разочарованы.

Издание

Запись вышла на Deutsche Grammophon, однако, в отличие от изданий «Манон» и «Пуритан» компания не стала делать Blu-ray релиз, ограничившись двухдисковым DVD-изданием. Впрочем, для российских меломанов актуальнее, что вскоре после дорогого западного издания в российских магазинах появился удешевленный вариант для СНГ. Отличий от западного издания только два: во-первых, у нас super jewel case («стекло») вместо keep-case («амарей»), а во-вторых, буклет существенно сокращен (пропала вступительная статья на трех языках). Сами же диски полностью идентичны.

Теперь рассмотрим DVD-контент.

Меню DVD и качество записи

Статичное меню на обоих дисках аналогично обложке издания. Первые два акта размещены на первом диске, третий акт, а также бонусы попали на второй диск.

Качество изображения близко к идеалу (как, впрочем, и на всех последних DVD-релизах Deutsche Grammophon). Картинка широкоформатная, с анаморфированием. Цифровых дефектов практически нет. Аудиодорожки в уже привычных PCM Stereo и DTS 5.1. Последний отличается большим объемом, создаваемым за счет отзвуков и аплодисментов в тыловых динамиках.

Бонусы

Подборка дополнительных материалов — довольно щедрая для DVD с классической музыкой, особенно если приплюсовать к ней вступление и небольшие фрагменты съемок за сценой, включенные в основную видеопрограмму. Основу же бонусной секции составляют интервью, взятые Натали Дессей (!!!) у артистов и создателей спектакля.

Дессей выспрашивает у певцов их ощущения и впечатления от выступления, у создателей декораций и света — детали постановочного решения, причем, делает все это очень живо и с неподдельным интересом. Но самое интересное, что в разговоре с Анной Нетребко Натали не скупится на комплименты и совершенно не показывает никакой ревности (хотя, казалось бы, эта ревность у Дессей должны быть очень сильной, ведь еще год назад главную партию в этом спектакле пела она, а не Нетребко!).

Для основной видеопрограммы доступны различные субтитры (в том числе, английские; русских нет). Бонусы идут на английском, поэтому никаких субтитров для них не предусмотрено.

Общие впечатления от издания

Всем любителям итальянской оперы, а также меломанам, неравнодушным к Анне Нетребко, пропустить этот диск никак нельзя. При этом, я смело рекомендую российский вариант издания: он более чем в два раза дешевле западного, хотя по качеству ему практически не уступает (если не считать урезанного буклета).

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 06 января 2009 года

[Еще обзоры музыкальных дисков | Раздел «Слушай музыку»]