Massive Attack
Heligoland
(альбом + клипы)



  • Лейбл: Virgin

  • Дистрибутор: Gala Records

  • Дата релиза: 08 февраля 2010 года

  • Время звучания (CD): 52 минуты

  • Примерная стоимость: 600 рублей

Главная трип-хоп группа планеты Massive Attack не создавала альбомов с 2003 года. И, несмотря на весьма сильный сингл «False Flags», выпущенный для поддержки сборника лучших хитов «Collected», музыкальная общественность сильно сомневалась, что Роберт дель Найя (также известный как 3D) и Грант Маршалл по прозвищу Daddy G когда-нибудь добредут до студии и запишут новый лонгплей.

Однако, летом прошлого года стало понятно, что диск все-таки будет. Музыканты начали исполнять в концертах новые песни, а на октябрь был анонсирован мини-альбом «Splitting the Atom», выполнивший роль предальбомного сингла. Затем появился скандальный порно-клип «Paradise Circus», подогревший ожидания фанатов до предела, и вот, наконец, в феврале вышел долгожданный лонгплей, получивший название «Heligoland». Давайте рассмотрим диск по трекам, после чего изучим все дополнительные материалы к нему (клипы, бонус-треки, ремиксы) и варианты издания альбома.

1. Pray for Rain (06:43)
Открывает альбом композиция, поначалу звучащая как совершенно типичный трек Massive Attack. Ровный отстраненный вокал (чернокожий американский певец Tunde Adebimpe), многослойное сопровождение, складывающееся из барабанной дроби, аккордов на клавишных и каких-то загадочных электронных шумов... Однако, к середине трека смурное звучание просветляется, и у слушателя появляется ощущение эйфории, легкости (что не так часто бывает при слушании Massive Attack). Впрочем, завершается все тем же, с чего и началось. Эйфория и просветление были иллюзорными.

2. Babel (05:18)
Подвижный номер с напористым битом, атмосферной электроникой и очень специфическим (хотя вполне привычным для Massive Attack) вокалом Мартины Топли-Берд, которую москвичи могли услышать на прошлогоднем концерте Massive Attack.

3. Splitting the Atom (05:15)
Пожалуй, главный трек альбома, ставший титульным номером предальбомного сингла (о нем мы вам расскажем во второй части статьи). Здесь мы слышим вокал обоих участников Massive Attack — 3D и Daddy G, а также Хорэйса Энди, постоянно сотрудничащего с группой. Сама же песня очень хороша — яркий пример классического стиля Massive Attack.

4. Girl I Love You (04:30)
Плотное и объемное электронное «облако» окутывает изящную и немного меланхоличную мелодию, исполняемую Хорэйсом Энди. Впрочем, в напряженной бысовой пульсации уже заложены дальнейшие изменения. Постепенно «облако» более мрачным, саунд приобретает агрессивность и динамику. А появляющиеся ближе к концу медные духовые, играющие диссонантные, режущие слух созвучия, окончательно разрушают первоначальную меланхолию.

5. Psyche (03:23
А вот самый необычный номер альбома. Никаких вам низких битов и фирменных massive-attack'овских звучаний. Только подвижные гитарные фигурации в среднем регистре (a la фламенко), на которые накладывается вокал Мартины Топли-Берд. Очень специфический трек. Даже не могу его оценить положительно или отрицательно, настолько он непохож ни на что.

6. Flat of the Blade (05:29)
Седьмой трек также довольно экстравагантен, но здесь уже более понятно, откуда ноги растут: без влияния Бьорк в «Flat of the Blade» совершенно точно не обошлось. Здесь бит как у Бьорк, ударные как у нее (вспомните песню «Hunter»), а главное — вокальные наслоения как в «Medulla» и медные духовые как в «Volta». Впрочем, это не минус, а, скорее, особенность (к тому же, Massive Attack и Бьорк, в каком-то роде, одного поля ягоды). Да и музыка хорошая, что для нас — главное.

7. Paradise Circus (04:58)
Еще один мини-шедевр, который наверняка войдет во все сборники лучших хитов Massive Attack. «Воздушная» электроника, изысканный женский вокал (Hope Sandoval), исполняющий неторопливую мелодию... Любопытно, что Massive Attack опять применяют прием, который использовался в некоторых предыдущих номерах: к концу песни сопровождение начинает обогащаться новыми инструментальными слоями и в итоге существенно меняется общий облик звучания (то есть прием, более характерный для середины, для развивающей зоны, здесь используется в конце).

8. Rush Minute (03:40)
Мелодия на двух нотах (в исполнении 3D), клавишные аккорды, пульсирующий гитарный бас — все фирменные приемы Massive Attack налицо (вспомним хотя бы последний сингл «False Flags»). Ну и, разумеется, общая атмосфера — то мрачно-меланхоличная, то агрессивно-напряженная. Отличный номер!

9. Saturday Come Slow (03:55)
Предпоследняя песня альбома исполняется Дэймоном Албарном (Blur, Gorillaz), с которым Massive Attack сотрудничали при создании «Heligoland». Но самое интересное здесь не вокал (хотя он очень хорош), богатое инструментальное сопровождение, в котором изысканно переплетаются акустические и электронные линии, и общее приподнято-воодушевленное настроение.

10. Atlas Air (03:40)
В самом конце — еще один странный номер, который (наряду с Psyche) вряд ли ждешь от Massive Attack. Много разнообразных электронных звучаний и вокал 3D, в принципе, создают весьма интересное сочетание, но оно не воспринимается органично. И уж точно не стоило завершать этим треком альбом. «Saturday Come Slow» подходил для этого гораздо больше.

Общие впечатления от альбома

Новая работа Massive Attack — очень качественный, яркий и разнообразный альбом, практически лишенный проходных треков. Мне даже сложно выделить лучшую композицию — настолько высок уровен всех песен. Как и в прежних альбомах, здесь богатая электроника, необычный вокал (как постоянных участников группы, так и приглашенных певцов) и совершенно особая атмосфера, которая позволяет сразу понять, что перед нами именно творчество Massive Attack. Парадоксально, что несмотря на вышесказанное, очевидно, что Massive Attack постепенно отходят от трип-хопа. Ни в оной песне «Heligoland» нет рэп-читки, сопровождение стало гораздо менее сухим и более эстетским, изысканным, включающим не только минималистичные биты, но иногда и оркестровые инструменты (медные духовые, струнные)... Теперь будем ждать следующего альбома, чтобы увидеть, как будет дальше развиваться стиль Massive Attack! А «Heligoland» однозначно рекомендуем к покупке!

Клипы

Обычно выпуск клипов к альбому синхронизирован с выпуском синглов, однако, Massive Attack решили нарушить эту традицию. Сингл был только один (правда, с несколькими треками), а вот клипов на песни из «Heligoland» будет целых семь (плюс один клип на бонус-трек). Три из них еще не выпущены, а остальные уже можно посмотреть бесплатно на официальном сайте Massive Attack, а также на их страничке в Twitter.

Изучим все доступные ролики!

1. Splitting the Atom
Клип на титульную песню сингла снял режиссер Эдуар Сальер. Это исключительно стильный футуристический ролик, в котором нам показывают некий город будущего, а также робота и механического льва. Смесь кубизма (дизайн и архитектура строений) и сюрреализма (тот самый лев) выглядит потрясающе, и хотя с песней видеоряд сваязан весьма опосредованно, клип вызывает восторг


Вот только хочу вас предупредить: для того, чтобы насладиться визуальным решением сполна, ролик надо смотреть, конечно, в высоком разрешении. А на сайте Massive Attack он в SD. Поэтому надо сделать следующее. Когда у вас откроется окошко с плеером, слева вы увидите кнопочку HD is off. Надо на нее нажать, после чего кликнуть по окну плеера. Тогда вы будете перенаправлены на сайт Vimeo, где сможете посмотреть клип в HD. Вот прямая ссылка на него.

2. Paradise Circus
Теперь перейдем к самому скандальному клипу альбома. В нем мы слышим откровения бывшей порнозвезды (а ныне благообразной старушки) Джорджины Спелвинг, которая с видимым удовольствием и без тени смущения рассказывает о своих ощущениях во время секса перед камерой. Откровения Джорджины иллюстрируются фрагментами порно-фильма 1973 года «Дьявол в мисс Джонс» (включая и самые непристойные), где молодая Спелвинг играет главную роль.


Зачем Massive Attack пошли на такой эксперимент — непонятно. То ли лавры Rammstein покоя не дают (но у тех-то хотя бы песня была соответствующая — «Pussy»), то ли решили просто привлечь внимание к новой пластинке... Но, так или иначе, ролик был снят. И определенная прелесть (и прелести :-)) в нем, наверное, есть. Вот только связи с музыкой нет. Картинка только мешает восприятию песни, ведь все внимание переключается вызывающем видеоряд... Ну и, разумеется, детям смотреть этот клип нельзя.

3. Flat of the Blade
Третий ролик уже больше соответствует музыке Massive Attack. Здесь мы видим чернокожего паренька, который ночью бродит по городу. Весьма атмосферно, хотя сюжет мог быть более внятным и оформленным.


Качество картинки «Flat of the Blade» претензий не вызывает. Так что можете не искать его на других сайтах.

4. United Snakes
Помимо клипов на песни из сингла мы можем увидеть на сайте Massive Attack и видео для бонус-трека «United Snakes» (о самой песне, а также о вариантах издания альбома читайте во второй части статьи!). Впрочем, лучше смотреть этот ролик на другом ресурсе — официальном сайте студии UnitedVisualArtists, в которой был создан клип (вот прямая ссылка). Здесь он представлен в безупречном качестве и очень высоком разрешении.


Ролик был создан еще в 2008 году для выступления Massive Attack на фестивале Beck’s Fusions. И действительно, на visuals (то есть видеозаставку на сценическом экране во время звучания песни) эта работа похожа гораздо больше, чем на полноценный клип. Мы видим абстрактные черные 3D-фигуры, кляксы, линии и капли, летающие в невесомости и постоянно трансформирующиеся. Сделано, правда, все очень красиво и в полном соответствии с ритмом музыки, поэтому наблюдать за этим приятно и не скучно. Но — от клипа мы ждем все-таки чего-то большего.

5. Splitting the Atom
Завершает подборку клипов альтернативная версия «Splitting the Atom», снятая Бэйли Уолшем, автором первых клипов Massive Attack («Daydreaming», «Unfinised Sympathy», «Save From Harm»; ему же принадлежит фильм «Воспоминания неудачника» с Дэниелом Крэйгом в главной роли). Признаться, стиль этого режиссера всегда вызывал у меня некоторое недоумение, вот и данный ролик не исключение. Какое отношение имеет коррида, снятая чуть ли не на мобильный телефон, к песне Massive Attack — загадка. И уж точно это не идет ни в какое сравнение с роскошным клипом Эдуара Сальера на ту же песню.


Общие впечатления от клипов

Видеоролики Massive Attack всегда были ближе к видеоарту, нежели к традиционным клипам. Massive Attack избегают иллюстративности в видеоряде, а сюжет (если он есть), как правило, не связан с текстом песни. Это справедливо и в отношении новых клипов. Два из них («United Snakes» и «Splitting the Atom» Сальера) — типичный 3D-видеоарт, но именно эти ролики стоит признать самыми удачными. В двух других («Paradise Circus» и «Flat of the Blade») используется традиционная съемка и даже есть весьма интересные режиссерские решения, но шедеврами их вряд ли можно назвать. Последний же ролик (авторства Бэйли Уолша) и вовсе неудачен (на мой взгляд). Тем не менее, в целом подборка получилась любопытной и оригинальной, поэтому с нетерпением ждем оставшихся трех клипов!

Во второй части статьи мы рассмотрим мини-альбом «Splitting the Atom», бонус-треки и ремиксы «Heligoland», а также расскажем вам про роскошное коллекционное Deluxe-издание.


Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 11 февраля 2010 года

[Еще обзоры музыкальных дисков| Раздел "Слушай музыку"]