Deep Purple
Live at Montreux 2006 (HD DVD)



    

Легендарная группа Deep Purple относится к числу тех долгожителей, которые хоть уже и не являются законодателями мод, но тем не менее по-прежнему собирают полные стадионы - причем, не только своих ровесников, но и куда более молодых слушателей. Правда, концертная деятельность современных Deep Purple (равно как и студийная) несмотря на безусловный и стабильный коммерческий успех далеко не всегда вызывает восторженные отзывы. И увы, даже у великих бывают неудачные шоу. Достаточно вспомнить недавний скандал, когда фронтмен коллектива Ян Гиллан потребовал у Sony BMG изъять из продажи новое четырехдисковое CD-издание с концертами 1993 года, называя эти выступления худшими в истории группы. Поэтому вопрос «стоит ли смотреть/слушать очередной концетник Deep Purple» стоит весьма остро.

Видеопрограмма Live at Montreux 2006, выпущенная одновременно на двойном DVD и HD DVD, вызывает особый интерес. Дело в том, что в рамках прошлогоднего тура в поддержку альбома Rapture Of The Deep музыканты Deep Purple выступили не только в Швейцарии, но и в России. Поэтому российские меломаны уже могли ознакомиться с этой концертной программой, да еще и вживую. Так есть ли смысл покупать данное издание? Насколько выступление группы в рамках джазового фестиваля отличается от того, что мы видели в Москве?

Кстати, помимо полуторачасового выступления в Монтре на диске представлен и часовой концерт в лондонском Hard Rock Cafe, состоявшийся незадолго до релиза альбома Rapture of the Deep. Так что разберем оба шоу по номерам и сравним их с московским концертом.

They All Came Down To Montreux

1. Pictures Of Home
Как и в Москве, концерт открывается потрясающей песней Pictures Of Home из альбома Machine Head. На мой взгляд, этот трек не уступает самому известному хиту группы из того же альбома - Smoke On The Water. Каково же было мое разочарование, когда в Москве вокалист Ян Гиллан попросту провалил этот номер, половину спев мимо нот, а половину прокричав со старческой интонацией! И швейцарское шоу лишь подтвердило мои предположения, что на этой песне Гиллан распевается, так как дальше и в Москве, и в Монтре дела у него идут куда лучше. Жаль, очень жаль, что для распевки избран такой великий номер...

2. Things I Never Said
Второй номер можно было бы назвать неожиданностью, но только не для тех, кто был на прошлогодних российских концертах группы. После классической Pictures Of Home «темно-лиловые» исполнили бонус-трек с японского издания Rapture Of The Deep. Кстати, сама песня как раз-таки неплоха, но вот Гиллан по-прежнему только разогревается. И на раматриваемой записи он умудрился дважды не попасть на верхнюю ноту, один раз взяв чуть ниже, другой - чуть выше :-) Спасают положение молодые музыканты - Дон Эйри и Стив Морс. Их продолжительное вступление и небольшая перекличка в середине и составляют основную ценность номера (подробнее о сменах музыкантов в Deep Purple и истории появления нынешнего состава читайте в статье про альбом Яна Гиллана).

3. Strange Kind Of Woman
А вот сингл к альбому Fireball (в Москве перед ним звучала еще Into The Fire, здесь ее нет), напротив, оказался исполнен очень удачно - Дон Эйри выдал великолепное клавишное соло, Стив Морс также несколько раз напомнил о себе и даже Гиллан не подкачал, устроив в конце песни фальцетовую перекличку с гитарой.

4. Rapture Of The Deep
Rapture Of The Deep - титульный трек нового альбома, в поддержку которого, собственно говоря, и проводилось турне. Песня весьма эффекта, но, честно говоря, донельзя банальна в музыкальном плане. Уж где только в классическом роке не использовались восточные мотивы - и в «Kashmir» Led Zeppelin, и в «Ariel» Rainbow... Поэтому на их фоне Rapture Of The Deep выглядит, конечно, бледновато, но исполняют ее музыканты с большой любовью.

5. Wrong Man
Сразу после Rapture Of The Deep следует песня Wrong Man. Именно этими двумя песнями (плюс Things I Never Said и Kiss Tomorrow Goodbye) представляли музыканты свою новую работу во всех городах турне. Почему так мало? Ответ прост. Deep Purple уже давно привыкли, что публика ждет прежде всего старых любимых хитов, поэтому из новых песен есть смысл исполнять только самые удачные. Wrong Man - хороший выбор. Яркая басовая партия, проходящая красной нитью через весь трек, простая запоминающаяся мелодия и эффектный гитарный проигрыш в конце - это именно то, что нужно на концерте.

6. The Well-Dressed Guitar
Отличный сольный номер Стива Морса - нового гитариста группы, который может и не озарен гением Ричи Блэкмора, но являет собой пример в высшей степени профессионального музыканта, способного к качественной студийной и концертной работе и в то же время не перетягивающего одеяло на себя.

7. Kiss Tomorrow Goodbye
Финал сета из Rapture Of The Deep, увы, куда менее интересен, нежели предыдущие треки. К тому же, Kiss Tomorrow Goodbye вылетает из головы на следующую минуту после прослушивания.

8. When A Blind Man Cries
Знаменитый би-сайд сингла Never Before прозвучал в концерте очень близко к оригиналу, в отличие от великолепной версии с Джеффом Хили и Джоном Лордом, которую мы слышали на прошлогоднем альбоме Яна Гиллана. К тому же, Гиллан здесь (то есть на концерте) опять разочаровал - вроде и «петухов» особых нет, но общее впечатление от баллады - весьма жалкое.

9. Lazy
Еще один трек из Machine Head, Lazy оказался исполнен на должном уровне, с пространным инструментальным вступлением и вполне себе юношеским задором (наблюдавшимся у всех, кроме Гиллана). Как и предыдущий номер, мы слышали его и в Москве - думаю, вы уже поняли, что Deep Purple играют почти одну и ту же последовательность песен, лишь с небольшими вариациями.

10. Keyboard Solo
Полушуточное соло Дона Эйри, в котором чередуются классические фортепианные и органные темы с легкой музыкой. В Москве преемник Джона Лорда, помнится, сыграл в своем поппури «Подмосковные вечера» и «Я шагаю по Москве». Здесь же этого, понятное дело, нет, но виртуозность свою Эйри демонстрирует сполна. Да и меломанам есть на чем поиграть в «угадай мелодию».

11. Space Truckin'
Очередной номер из Machine Head (впрочем, кто же против?) звучит опять-таки неплохо, но - опять-таки не зажигает.

12. Highway Star
Сказанное о предыдущей песне справдливо и для этого номера - уже пятого из Machine Head. Молодецкая удаль песни как-то не вяжется со старческим голосом Гиллана. Впрочем, здесь, по крайней мере, можно послушать любопытный дуэт Роджера Гловера и Стива Морса во вступлении, да и в самой песне есть есть оступления от альбомного варианта (хотя стремление Стива Морса из концерта в концерт начинать знаменитое соло не так, как Ричи Блэкмор, начинает уже производить комический эффект).

13. Smoke On The Water
А вот и самый интересный номер, ради которого, пожалуй, и стоит смотреть этот концерт. Нет, это не просто величайший рок-хит всех времен. Это величайший рок-хит всех времен, предваряемый великолепной джазовой импровизацией на его темы (что весьма объяснимо, учитывая место концерта, но все равно неожиданно). И после легких джазовых вариаций знаменитый гитарный рифф звучит особенно ярко и впечатляюще. И даже Гиллан здесь выглядит весьма достойно. И уже не столь важно, что все остальные «неожиданности» типа пения публики и гитарного соло, принципиально отличного от оригинала, мы уже давно выучили наизусть. За джазовое вступление и достойное исполнение знаменитых строк группе можно простить практически все. Недаром именно этой песней и завершилась основная часть программы. Дальше - бисы (в Москве - аналогично).

14. Hush
На исполнение Hush Гиллан пригласил продюсера альбома Rapture Of The Deep Майкла Брэдфорда, который вооружившись гитарой, устроил со Стивом Морсом отличную блюзовую перекличку. В целом номер, как и следующий за ним трек, больше похож на джаз-роковый джем, нежели на исполнение первого успешного сингла Deep Purple, записанного в далеком 1968 году еще без Гиллана, первым составом группы (Mk 1).

15. To Much Fun
Джем продолжился с приглашением еще одного гостя - Клода Нобса, основателя джазового фестиваля в Монтре. Да-да, это именно он фигурирует в песне Smoke On The Water под словами Funky Claude :-)

16. Black Night
Завершает бисовую часть Black Night - сингл к альбому Deep Purple In Rock. Несмотря на вполне хардовый характер оригинального номера, воцарившееся на сцене джазово-импровицаионное веселье никуда не ушло. Поэтому концерт завершился на самой что ни на есть оптимистичной и беззаботной ноте.

Hard Rock Show

1. Fireball
Титульный номер альбома Fireball выглядит весьма достойно. Даже к Гиллану здесь никаких вопросов. Стремительный драйвовый трек.

2. I Got Your Number
Единственный номер из предыдущего альбома группы - Bananas (странно, что ни в Монтре, ни в Москве треков из Bananas вообще не было). Песня, в общем-то, проходная, но исполняется она с драйвом и должной мощью.

3. Strange Kind Of Woman
Исполнение классического сингла к Fireball также не может не радовать. Отличное соло Морса, отличная перекличка в конце между Гилланом и Морсом, да и в целом очень энергичное звучание.

4. Kiss Tomorrow Goodbye
Трехпесенный сет из Rapture of the Deep начинается с наимение интересного номера, но тем не менее исполняется этот рок-боевичок весьма бодро.

5. Lazy
Здесь на первый план выходит Дон Эйри, сыгравший отличное органное соло в качестве вступления и продолживший «зажигать» и в основной части песни. Отлично поработали и Морс и Гилланом - последний выдал великолепное соло на губной гармошке.

6. Rapture of the Deep
Впечатления от номера - те же, что и на швейцарском и российском концерте. Хотя, здесь Гиллан, пожалуй, выглядит бледнее всего - в его пении проскакивают даже какие-то жалобные интонации.

7. Wrong Man
Как и Rapture of the Deep, этот трек исполнялся везде почти что один в один с оригиналом. Там что добавить к уже вышесказанному практически нечего.

8. Perfect Strangers
Титуальный трек альбома 1984 года вызывает двойственные ощущения: с одной стороны, инструментальное сопровождение звучит ярко и мощно, как и положено. Но с другой, голос Гиллана здесь какой-то совершенно старческий, что удручает.

9. Highway Star
Первый трек альбома Machine Head начинается с какого-то странного (хоть и весьма симпатичного) инструментального вступления, а Стив Морс ну никак не хочет играть по-блэкморовски в знаменитом гитарном соло. Неудивительно, что тот фрагмент, который просто нельзя исполнить иначе, он превращает в какое-то безэмоциональное занудство.

10. Smoke on the Water
Если в швейцарском концерте Smoke On The Water стала главным украшением сет-листа, то здесь знаменитый рок-гимн звучит совершенно неинтересно. Во-первых, никакого вступления нет - музыканты немного совещаются в сторонке, после чего Морс сразу играет знаменитый рифф. Во-вторых, вместо привычного гитарного проигрыша Морс рубит нечто совсем невразумительное - почти на одной ноте. И в-третьих, попытка Гиллана заставить зал петь припев (что, честно говоря, уже стало поднадоедать) не сразуувенчалась успехом, а когда зал запел, то выглядело это очень бледно (из-за немногочисленности публики в Hard Rock Cafe). Все-таки Smoke On The Water - это стадионный трек.

Общие впечатления от концертов

Говоря о концертах в Монтре и Лондоне, нам неизбежно приходится сравнивать их между собой, а также с другими выступлениями Rapture of the Deep Tour (я был свидетелем московского шоу). И тут стоит отметить два момента: бодрее всего группа звучит в Лондоне (что неудивительно, так как это было самое начало тура - еще даже до выпуска официального релиза диска), но самые оригинальные и интересные версии старых песен, а также наибольшее количество хороших соло музыканты выдали в Монтре (что тоже вполне объяснимо: ведь их выступление проходило в рамках культового джазового фестиваля, да и место весьма символичное для Deep Purple, поэтому было бы странно, если бы они отделались стандартным набором). С другой стороны, у всех вышеперечисленных концертов есть серьезные недостатки: к их числу относятся предсказуемость трек-листа (что было невозможно при Ричи Блэкморе, но стало правилом в более поздние времена), очень неровный вокал Гиллана (который то скатывается в старческое блеяние, то мажет мимо нот, распеваясь в течение двух песен) и, наконец, малочисленность новых композиций - а ведь их послушать вживую было бы интереснее всего (классику из Machine Head, Fireball и Deep Purple In Rock мы уже успели выучить наизусть).

Издание

Как уже было сказано, релиз вышел одновременно на HD DVD и на двойном DVD. В DVD-версии основная видеопрограмма разместилась на первом диске, а концерт в Лондоне и бонусы - на втором. Что же касается HD DVD, то здесь весь контент уместился на одном двухслойном диске.

Оформление издания - стандартное для релизов HD DVD. Помимо самого диска в комплекте имеется шестистраничный буклет с аннотацией, сканами афиш фестиваля и анонсами других HD DVD студии Eagle Vision.

Меню диска выполнено с использованием возможностей формата HD DVD: во время звучания основной программы вы можете, не останавливая воспроизведение, вызвать всплывающее меню и сменить аудиодорожку либо выбрать другую песню. В принципе, это очень удобно, но вот конкретная реализация оставляет желать лучшего: складывается ощущение, что меню какое-то тормознутое, настолько утомительно и неинтересно выезжают всякие элементы и слова.

Главное меню озвучено песней Smoke On The Water, а видеоряд представляет собой соответствующий фрагмент концерта, зачем-то загнанный в лиловую цветовую гамму. Навигация по трекам - очень неудобная: сначала надо выбрать Song Selection, затем одну из четырех групп и только после этого уже необходимый вам трек. Причем, переходы от одного уровня меню к другому также весьма неудобны.

Изображение

Качество изображения на концерте в Монтре очень достойное, хотя изредка проглядывает мелкое зерно, да и цветовая гамма вызывает нарекания. В целом, скажем так, это не самый лучший концертный трансфер из виденных мной. Еще больше нареканий вызывает лондонская запись. Такое ощущение, что она просто перегонялась с DVD, да еще не самого качественного. Никакого Hi Definition там не чувствуется, а цифровые дефекты (вплоть до смазанностей и квадратиков) можно заметить без особых усилий.

Звук

Звук на концерте в Монтре представлен в трех форматах: PCM Stereo, DD+ и DTS-HD. На имеющейся у нас тестовой системе (плеер Toshiba HD-E1, ресивер Pioneer VSX-516 и шестиканальная акустика Microlab AH-500) басовитее и выразительнее всего звучала дорожка Dolby Digital Plus, тогда как DTS-HD особого впечатления не произвела. Однако, вполне возможно, что данные плеер и ресивер просто не могут правильно декодировать этот новый формат звука, поэтому на выходе мы получаем куда меньше, чем в принципе могли бы. Но, оценить шестиканальный микс можно и по DD+. И претензий к этому миксу нет. Все сделано со вкусом, звуковой объем и атмосфера live show неплохо ощущаются. Что же касается Лондона, то здесь представлены только стандартные DVD-дорожки (PCM, DD и DTS), что само по себе не означает их некачественности, однако сам характер звучания немного другой - более плоский, что ли.

Бонусы

1. Interviews (25 минут)
Единственный бонус - интервью с музыкантами Deep Purple, в котором те рассказывают об истории создания Smoke on the Water, об альбоме Rapture of the Deep, о друг друге и о выступлении в Монтре. Интервью разбито на главы, каждая из которых имеет название.

Общие впечатления от издания

Два концерта по цене одного, да еще с новым интервью впридачу, да еще и на HD DVD - это ли не мечта поклонника группы? Однако, тем меломанам, которые относятся к Deep Purple без фанатима, стоит задуматься: хотят ли они видеть и слышать не самое лучшее исполнение не самого лучшего сет-листа, к тому же почти в точности повторяющего то, что было в Москве? Конечно, это сходство не «один в один»: в Монтре отлично удалась финальная часть шоу, приперченная изрядной примесью джаза, а в Лондоне группа звучала в целом пободрее, но если для вас образцом живого выступления Deep Purple является Made in Japan или California Jam 1974, то вряд ли есть смысл портить себе настроение печальными размышлениями о постаревших музыкантах. Кстати, фрагменты из лондонского выступления вы уже могли слышать на двухдисковом издании альбома Rapture of the Deep. Так что наиболее осторожным меломанам я бы порекомендовал сначала купить Rapture of the Deep (2 DVD), а затем уже, если сам альбом и концертные треки, записанные там, вас не разочаруют, обзаводиться Live in Montreux 2006.

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 3 сентября 2007 г.

[Еще статьи про HD-видео | Еще обзоры музыкальных дисков | Раздел "Слушай музыку"]