Sting
The Journey & The Labyrinth
The Music Of John Dowland
Special Edition (DVD+CD)



  • Лейбл: Deutsche Grammophon

  • Дистрибутор: Universal Music

  • Дата релиза: 13 февраля 2007 года

Если несколько лет назад crossover-проекты (взаимопроникновение классической музыки и мэйнстрима) казались чем-то диковинным (а то и кощунственным), то сегодня даже самые консервативно настроенные слушатели спокойно относятся к тому, что, скажем, Анна Нетребко снимается в клипах на оперные арии, а рок-группа Evanescence записывает кавер-версию моцартовской Lacrymoza из «Реквиема». Публика привыкла ко всему. Однако проект, о котором сейчас пойдет речь, может удивить даже искушенных меломанов. В октябре 2006 года один из самых авторитетных классических лейблов Deutsche Grammophon выпустил диск с записью музыки Джона Доуленда в исполнении... Стинга! Теперь подоспел и CD-концертник «по следам» альбома (подкрепленный DVD с документалками и клипами). Давайте подробно рассмотрим этот необычный релиз, но прежде - пара слов о том, кто такой Джон Доуленд.

Англия небогата на композиторские таланты (The Beatles, Deep Purple и прочих «неакадемических» деятелей мы сейчас не берем). Судите сами: Перселл, Гендель (немец по происхождению), Бриттен, Воган Уильямс да Хольст - пожалуй, это все из известных широкой публике имен. Однако музыковеды считают, что подлинный расцвет английской музыки пришелся даже не на эпоху Барокко (Перселл, Гендель), а на позднее Возрождение. Да-да, елизаветинский век подарил миру не только Шекспира, но и целую плеяду великолепных композиторов: в их числе Берд, Таллис, Булл... Однако самым популярным и всенародно любимым сочинителем тех времен был Джон Доуленд. Стинг, рассказывая о своем увлечении его музыкой, справедливо заметил, что Доуленд был первой английской поп-звездой. И действительно: если сегодня публика фанатеет от упругих ритмов Мадонны и Робби Уильямса, то в конце XVI - начале XVII веков из окон домов доносились звуки лютни или клавесина. А играли на них, прежде всего, произведения Доуленда. Его популярность была настолько велика, что юные барышни из аристократических семей буквально закидывали композитора восторженными посланиями (с одной из таких поклонниц у него даже завязался роман в письмах).

Однако, несмотря на вполне благополучную и обеспеченную жизнь, Доуленд был склонен к меланхолии и смотрел на мир весьма скептически. И не только он. Творческий человек начала XVII века больше не верил в идеалы Ренессанса - наоборот, он чувствовал несовершенство мира, острую внутреннюю дисгармонию и душевный разлад. Шекспир выразил умонастроение эпохи в сверхпессимистичной пьесе «Мера за меру» и знаменитом 66-м сонете («Тебя, о смерть, зову я, утомленный...»), его не менее гениальные современники из Италии - Карло Джезуальдо ди Веноза и Клаудио Монтеверди - написали в то время самые трагичные мадригалы, а Доуленд изливал тоску в великолепных композициях для лютни и голоса.

Впрочем, Стинг для своего альбома выбрал весьма разноплановые номера, созданные Доулендом в самое разное время. Поэтому особой безысходностью от этого диска не веет. Посмотрим, какие произведения были взяты для живого исполнения!

1. Flow my tears (Lachrimae)
Первый трек отлично характеризует основную направленность Доуленда-композитора. Пластичные ниспадающие мелодические линии, оплетаемые туманными лютневыми переборами, погружают вас в состояние благородной меланхолии и печали - сдержанной, но поистине неизбывной...

2. The lowest trees have tops
Более подвижный второй номер уже не кажется таким печальным, хотя это, скорее, улыбка сквозь слезы. Музыка следует за тончайшими душевными порывами, соединяя в себе наивность и мудрость, скорбь и надежду...

3. Fantasy
Очаровательная фантазия для лютни соло. Изощренные «кружева» складываются в почти импровизационный номер, удачно оттеняющий The lowest trees have tops и Come Again.

4. Come Again
Четвертый трек отчасти перекликается с The lowest trees have tops, однако, здесь доминирует более светлое восприятие окружающего мира (что, разумеется, отражается и в тексте, представляющем собой изысканную любовную лирику). Особая выразительность музыкальной ткани достигается, прежде всего, мелодическими средствами, тогда как довольно простой аккомпанемент отходит на второй план.

5. Have you seen the bright lily grow
Еще одна полуимпровизационная композиция, поражающая внутренней свободой и в то же время не отпускающая вас ни на секунду. Вы жадно прислушиваетесь к каждой интонации, ловите каждую фразу, восхищаясь выразительной простотой и изящностью мелодических линий.

6. In darkness let me dwell
Самый мрачный номер с альбома. Это редкий случай, когда Доуленд допускает открытую экспрессию наподобие приведенной выше цитаты из шекспировского сонета. Обратите внимание, как на словах 'Till death, 'till death вокальная линия буквально обрушивается вниз резкими рублеными скачками - для начала XVII века - это было весьма смело!

7. Hellhound On My Trail
Разумеется, Стинг не был бы Стингом, если бы не спел напоследок пару современных блюзовых песен. Самое интересное, что кавер-версия хита Роберта Джонсона Hellhound On My Trail не воспринимается, как какой-то резкий контраст предыдущей музыке. Возможно, дело в минималистичности аккомпанемента (лютня подражает гитаре, но играет почти одноголосно), а может и в эмоциональной близости данной песни к творениям Доуленда. Так или иначе, переход от XVII к XX веку получился у Стинга практически бесшовным.

8. Message In A Bottle
Завершается концерт классическим стинговским хитом Message In A Bottle времен The Police. И - нельзя не обратить внимания, насколько аккомпанирующая партия, да и (отчасти) мелодика здесь похожа на Доуленда! Разумеется, не в плане гармонии, но в самом внутреннем строении музыкальной ткани.

Общие впечатления от альбома

Великолепная подборка - как говорится, the best of the best. Шесть номеров Джона Доуленда не могут не восхитить восприимчивого меломана! А о блюзовых номерах и говорить нечего. Но - это что касается самой музыки. А об исполнении необходимо поговорить отдельно. Стинг - удивительно чуткий музыкант с превосходным вкусом. Однако Доуленда он поет совершенно неаутентично. Один только тембр его голоса приведет в шоковое состояние ортодоксальных аутентистов, а манера исполнения - и подавно. Здесь, по логике вещей, следовало бы заклеймить Deutsche Grammophon позором и назвать весь этот проект чисто маркетинговой акцией, но... как ни странно, мне понравилось! И сам альбом, и данный концертник. В конце концов, разве это так плохо, что великий музыкант (и композитор) современности предложил столь нетипичное, идущее вразрез с традицией аутентичного исполнительства, прочтение замечательной музыки? На самом деле, тут можно спорить до хрипоты, но в конечном итоге каждый слушатель сам для себя решает - приемлет ли он новый взгляд (пусть и не вполне верный, с исторической точки зрения) на старинную музыку или нет. Повторюсь: мне записи Стинга понравились. Потому что в каждой спетой им фразе видно неподдельное уважение и интерес к исполняемому произведению... Потому что он поет Доуленда предельно искренне, как бы от самого себя, а не делает из него «музейный экспонат». И это сразу подкупает.

Издание

Специальное издание представляет собой двухдисковый диджипак типа «раскладушка». На центральной складке диджипака - кармашек с 12-страничным буклетом.

Буклет содержит краткую информацию о Доуленде, список треков и несколько фотографий. Жаль только, что нет текстов песен - поэзия в произведениях Доуленда очень важна.

Накатки на дисках выглядят вполне типично для Deutsche Grammophon и не выбиваются из общего стиля издания:

Диск Audio CD

Объем - 291 Mб

Никаких защит на диске нет. Он удачно распознается CD Database, откуда вы можете загрузить названия всех треков концертного альбома.

Диск DVD-Video

  • Релиз: DVD9, 5565 Mb
  • Зона: 0 (All region)
  • Видеостандарт: PAL
  • Формат картинки: 1,85:1, анаморф
  • Звуковые дорожки: PCM Stereo, DTS 5.1
  • Субтитры: нет

Симпатичное меню открывает доступ к следующим видеоматериалам:

Documentary (55 минут)

Документальный фильм о работе Стинга и лютниста Эдина Карамзова над музыкой Доуленда. Главная ценность ленты - в многочисленных клипах, представленных целиком. В их числе: Can she excuse my wrongs, The lowest trees have tops, Flow my tears, Clear or cloudy, Have you seen the bright lily grow, Weep you no more sad fountains, Le Rossignol, Come heavy sleep и In darkness let me dwell. Правда, клипы все очень похожи друг на друга (Стинг и Карамзов музицируют на лоне природы или в старинных замках/церквях), но снято это очень красиво. Помимо клипов документалка содержит несколько концертных записей - Come again, Fine knacks for ladies и Can she excuse my wrongs. А еще - обсуждение творчества Доуленда с музыковедами, интервью Стинга и Карамазова, и прочие «вкусности». Все в целом - совершенно необходимое дополнение к альбому (если он вам пришелся по вкусу, конечно).

St Luke Concerette (15 минут)

Видеозапись живого выступления Стинга. Трек-лист включает в себя уже знакомые нам Flow my tears, Have you seen the bright lily grow, Clear or cloudy, а также авторский номер Стинга Fields Of Gold из альбома Ten Summoner's Tales (1993).

Behind The Scenes Rehearsal (9 минут)

Репетиция Стинга и Эдина Карамазова включает в себя полное исполнение Message In A Bottle.

Edin Karamazov Solo (9 минут)

Последний пункт бонусной подборки - сольный клип Эдина Карамазова. Пьеса Доуленда для лютни называется Forlorn Hope Fancy. При первом прослушивании она может показаться скучноватой и однообразной, однако, вся ее прелесть не в мелодической выразительности, а в интересных гармонических сопоставлениях, напоминающих по своей смелости, скорее, стиль Джезуальдо, нежели английских мастеров того времени.

Все видеоматериалы на диске представлены с широкоэкранным анаморфным изображением, причем качество картинки - выше всяких похвал. Трансферу документалки могут позавидовать даже голливудские блокбастеры! Что касается звука, то Deutsche Grammophon, следуя своей политике, не помещает на диск дорожку DD, зато вместо нее записывает несжатый стереозвук и DTS 5.1. Правда, преимущества последнего весьма сомнительны (объем практически не чувствуется), поэтому предпочтение отдается PCM Stereo - к нему претензий нет.

Общие впечатления от издания

Представленный на CD концерт маловат по длительности, однако за качество музыки и своеобразие исполнения этот недостаток вполне можно простить. В особенности если прибавить концертную запись с DVD. В целом издание превосходно: перед нами тот редкий случай, когда все сошлось воедино - начиная от качества видео/аудио и заканчивая оформлением и бонусами. Одно плохо: покупка Special Edition не отменяет необходимости приобретения самого альбома - на нем песен гораздо больше, к тому же, там студийная запись, а здесь преимущественно концертные номера (за исключением клипов в документалке).

Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 22 марта 2007 г.

[Еще обзоры музыкальных дисков| Раздел "Слушай музыку"]