Mike Oldfield
Ommadawn
Deluxe Edition (2 CD + DVD)



  • Лейбл: Mercury Records

  • Дистрибутор: Universal Music

  • Дата релиза (переиздание): 21 июня 2010 года

  • Время звучания (Ommadawn): 37 минут

  • Стоимость (Deluxe Edition): 1300 рублей

Звукозаписывающая фирма Mercury продолжает перевыпуск альбомов Майка Олдфилда: вслед за «Tubular Bells» и «Hergest Ridge» на прилавках магазинов появился «Ommadawn», третья «полнометражная» работа знаменитого мультиинструменталиста. Как и в случае с двумя предыдущими альбомами, «Ommadawn» доступен не только в качестве однодискового издания, но и в виде Deluxe Edition, включающего целых три диска. Главной ценностью этого издания, без сомнений, является новый шестиканальный микс альбома, выполненный самим Олдфилдом. Насколько хорош этот микс, и что нам предлагают в Deluxe Edition помимо него, мы и решили разобраться. Но прежде поговорим о самом альбоме.

Альбом

После триумфа «Tubular Bells» публика уже априори была готова принять любую новую работу Олдфилда. Неудивительно, что последовавший за «колоколами» «Hergest Ridge» сразу вознесся на первую строчку британского чарта. Однако, многие меломаны и профессиональные критики оказались разочарованы этим сочинением. По сравнению с «Tubular Bells» оно выглядело продуктом второй свежести. Конечно, это был не провал, и если абстрагироваться от «TB», то придется признать, что «Hergest Ridge» не так уж и плох. Однако, от Олдфилда ждали другого.

Вероятно, и сам Олдфилд чувствовал, что надо двигаться дальше, а не просто спекулировать на находках «Tubular Bells», поэтому в своей новой работе он хоть и сохранил общий принцип «TB» (сюитная композиция из двух частей), но существенно изменил и стиль музыки, и характер звучания. Во-первых, окончательно исчезли рок-элементы. Даже в том фрагменте, где солируют электрогитары, саунд получается совершенно не-роковым. Во-вторых, части сюиты стали более плавно переходить друг в друга, причем не только в первой части (как мы помним, в начале «Tubular Bells» тоже было длительное «проращивание» музыкальной ткани из знаменитого вступительного мотива), но и во второй.

Олдфилд полностью снял резкие контрасты, которые были отличительной особенностью «TB» (особенно во второй части). В «Ommadawn» в течение довольно больших промежутков времени преобладает одно настроение, лишь немного изменяющееся и варьирующееся. И даже в конце сюиты, где у Олдфилда обычно беззаботная народная пляска, мы слышим спокойный светлый напев с легким оттенком грусти — то есть нечто, не являющееся принципиально отличным по характеру от предыдущих частей.

В целом, характер музыки стал более мягкий, даже местами медитативный. Из-за «Tubular Bells» Олдфилда часто называют родоначальником нью-эйджа, и отчасти это верно, но в большей степени нью-эйджевым альбомом стоит считать не «TB», а как раз «Ommadawn». Достаточно сравнить начала обеих сюит: в «Ommadawn» — созерцательные идиллические переборы акустических гитар и других струнных щипковых, а в «Tubular Bells» — наэлектризованный, содержащий огромный энергетический потенциал мотив у клавишных.

Что касается инструментального состава, то здесь, на первый взгляд, все осталось по-прежнему. Но если копнуть глубже, то станет ясно, что исчез один из ключевых принципов «Tubular Bells» — «парад инструментов». Если раньше демонстрация инструментов в солирующих функциях и их последующее перечисление были целью, то теперь Олдфилду важнее общий характер звучания, составляемый разными тембрами, а не солирующий тембр как таковой. Да, в «Ommadawn» есть немало необычных инструментов, но в их смене больше нет нарочитости (вроде «посмотрите, я и на этом могу сыграть, и на том...»).

В целом сюиту следует признать более удачной, чем «Hergest Ridge» и, безусловно, заслуживающей внимания всех поклонников Олдфилда. Вот только не ждите, что «Ommadawn» будет новым «Tubular Bells». Это другая музыка и о другом. Но тем-то она и хороша. Возможно, эта работа не гениальна, но для Олдфилда это важный шаг вперед, а для нас с вами — отличное произведение, которое вполне достойно занять место в домашней фонотеке.

Издание

Трехдисковое Deluxe Edition выглядит также, как большинство переизданий подобного рода: диджипак-раскладушка стандартного формата вытаскивается из прозрачной суперобложки. Внутри диджипака мы обнаруживаем 20-страничный буклет и три диска, причем, третий диск (DVD) вложен в боковую створку диджипака, представляющую собой конверт. Это не очень удобно, поскольку диск вытаскивать и убирать назад тяжело: конверт тугой и, к тому же, прикрепленный к диджипаку.

Что касается буклета, то в нем мы найдем интересную и информативную статью о создании «Ommadawn», а также некоторое количество фотографий.

Итак, мы оценили оформление издания, а теперь пришло время поговорить о бонусах. Что подготовил Олдфилд для коллекционеров и ценителей его таланта?

CD I

На первом диске помимо нового стереомикса «Ommadawn» записаны четыре коротких трека, выходившие на синглах. «In Dulce Jubilo», «Argiers» и «Portsmouth» — старинные народные мелодии, аранжированные Олдфилдом в соответствии со своим излюбленным принципом постепенного наращивания инструментального состава и передачи темы от одного инструмента к другому.

А вот инструментальная композиция «First Excursion» основана на оригинальном материале, хотя и не сказать, что этот материал очень интересен. Отметим, что все четыре вышеописанных бонус-трека прежде выходили на известной четырехдисковой компиляции «Boxed», а «In Dulce Jubilo» мы видели на переиздании «Hergest Ridge» (в том числе, однодисковом), поэтому назвать их редкостями никак нельзя. Но сами по себе композиции приятные и очень обаятельные.

CD II

Второй CD-диск комплекта содержит оригинальный (1975 года) стереомикс «Ommadawn», а также демо-версию первой части «Ommadawn», записанную в тот же 1975 год. Прежде эта демо-версия считалась утерянной, и вот теперь впервые ее преставили публике. Что тут можно сказать? В принципе, она не содержит каких-то откровений. Это просто предварительный черновой вариант первой части сюиты, немного отличающийся от финальной версии, а также весьма несовершенный со звукорежиссерской точки зрения. Но, конечно, для колеекционеров и фанатов Олдфилда это весьма ценная запись.

Что касается оригинального стереомикса «Ommadawn», то именно он был на всех старых дисках и пластинках «Ommadawn». Так что если вы купили Deluxe Edition «Ommadawn», старое издание смело можете кому-нибудь подарить или продать.

DVD

Третий диск комплекта — DVD — содержит новый шестиканальный микс сюиты «Ommadawn» и два видеоролика на композиции «In Dulce Jubilo» и «Portsmouth». В первом ролике мы видим Майка Олдфилда, играющего на разных инструментах, а во втором — девушек, задорно танцующих под аккомпанемент Олдфилда. Оба этих клипа выходили на DVD «Elements» и, следовательно, также не являются редкостями.

Куда ценнее — шестиканальный микс 2010 года. Прежде «Ommadawn» был доступен лишь в стерео, а также в квадрофоническом варианте (на виниловом издании «Boxed» 1976 года). Теперь же мы можем услышать альбом во всей его красе. Микс очень хорошо сбалансирован: с одной стороны, в нем нет нарочитости и показной многоканальности (когда вдруг ни с того ни с сего завопит задняя колонка, потом тема вдруг перейдет в заднюю левую колонку...), но с другой стороны, его и нельзя назвать слишком академическим (когда вся наиболее ценная звуковая информация идет из фронтальных колонок, а тылам достается только эхо и отдельные отзвуки). Кроме того, звук более выразительный и натуральный.

Выводы

Итак, есть ли смысл покупать довольно дорогое deluxe-издание, или стоит ограничиться однодисковым вариантом? Поклонникам Олдфилда выбирать не приходится: отличный шестиканальный микс и не издававшееся прежде демо «Ommadawn» — слишком сильные аргументы. Да, больше здесь ничего уникального нет: и клипы, и сингловые треки мы уже наверняка видели и слышали. Но — тем не менее. А вот неофитам как раз эти бонусы могут быть очень любопытны. Равно как и возможность сравнить четыре (!) различных микса (демо, оригинальный 1975 года, стерео 2010 года и шестиканальный 2010 года). Так что если у вас есть возможность, то не стоит скупиться: покупка Deluxe Edition в данном случае вполне обоснована. Да и альбом отличный.


Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 15 августа 2010 года

[Еще обзоры музыкальных дисков | Раздел «Слушай музыку»]