Собираем полную дискографию Recoil



Завтра в Москве, а затем в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге пройдут концерты Recoil. Тур Selected Events, в рамках которого Алан Уайлдер посетит Россию, приурочен к выходу первого сборника лучших песен Recoil — «Selected» (мы рассказывали вам о нем). Любопытно, что это первый концертный тур за всю четвертьвековую историю существования Recoil — прежде Recoil существовал только как студийный проект. Чего ожидать от концерта? И можно ли в случае с музыкой Recoil вообще говорить о «живом» шоу (тем более что вокалистов Уайлдер с собой вроде как не привезет)? Пока что ответов на эти вопросы нет. Но, в любом случае, в преддверии данного события нелишним будет вспомнить всю дискографию Recoil и переслушать лучшие композиции Уайлдера.

Первые записи Recoil относятся аж к 1986 году. Алан Уайлдер тогда был в составе Depeche Mode, и большую часть своего времени отдавал группе. Но на досуге, а иногда и ночами любил немного поэкспериментировать. В качестве материала использовались сэмплы, созданные им для Depeche Mode, но вот методы работы с ними были принципиально иными. То, что в итоге получилось у Алана, совершенно не вписывалось в коммерческие стандарты, однако, Дэниела Миллера, главу Mute и покровителя Depeche Mode, записи заинтересовали. И он предложил их перезаписать уже на профессиональном уровне и издать. Так вышла первая сольная пластинка Алана (назвавшего свой проект найденным в словаре словом Recoil) — «1 + 2».

Hydrology Plus 1 + 2

     
 
Лейбл:
Mute
 
Дата релиза:

25 января 1988 года

 
 

Длительность:

70 минут

«1 + 2» — это мини-альбом продолжительностью чуть более получаса. И выпущен он был только на пластинке. Название объясняется просто: здесь только два трека, с названиями «1» и «2». Оба номера — инструментальные и чисто электронные. Правда, вокальные элементы здесь тоже встречаются, но это лишь отдельные звуки, превращенные в сэмплы. Собственно, весь музыкальный материал альбома — это сэмплы, выстроенные в определенной последовательности. Мелодия как таковая отсутствует, а общее музыкальное развитие напоминает минимализм (течение в академической музыке, известное прежде всего по произведениям Филипа Гласса и Стива Райха).

Кстати, в статьях про коллекционные переиздания альбомов Depeche Mode мы отмечали, что в песнях второй половины 80-х и в начале 90-х годов «депеша» нередко экспериментировали с минимализмом. А ведь именно в это время в группе состоял Уайлдер! Таким образом, первый альбом Recoil наглядно демонстрирует, откуда эти мотивы были у Depeche Mode. Но — вернемся к Recoil. Дебютная пластинка осталась незамеченной, но Уайлдер не прекратил работу, а создал еще три композиции. Они вышли на виниле два года спустя под названием «Hydrology». Тогда же появилось и первое CD-издание Recoil. На нем мы можем найти треки с обеих мини-альбомов. На это указывает и название: «Hydrology plus 1 + 2».

Отчасти новые треки продолжают линию «1» и «2», но если там материал был взят из сэмплов Depeche Mode, то в номерах «Hydrology» довольно много звучаний абсолютно иного плана. Причем, влияние минимализма здесь совсем очевидно: трек «Grain», начинающийся с продолжительных фортепианных фигураций (лишь некоторое время спустя они обрастают электронной плотью), вполне мог сочинить Филип Гласс! Если вы посмотрите «Koyaanisqatsi» Годфри Реджио или «Часы» Стивена Далдри (в обоих этих фильмах звучит музыка Гласса), то сразу поймете, о чем я говорю. У Уайлдера это сделано, кстати, не менее талантливо, хотя откровенное подражательство не может не смутить.

Впрочем, от Гласса Уайлдера отличает богатая и изобретательная работа с электроникой. Причем, если в «1 + 2» звучание еще плосковатое и, по современным меркам, примитивное, то в треках «Hydrology» уже куда больше интересного в этом плане. Подводя итог в целом по CD-альбому «Hydrology plus 1 + 2», можно сказать, что эта экспериментальная инструментальная работа будет интересна прежде всего фанатам Depeche Mode и историкам музыки. Широкой публике я этот диск порекомендовать не могу. Тем не менее, знатоки найдут в ранних записях Recoil немало интересного и уж точно не пожалеют о его покупке.

Лучшие песни альбома «Hydrology plus 1 + 2»: хиты отсутствуют

Bloodline

     
 
Лейбл:
Mute Records
 
Дата релиза (США):

13 апреля 1992 года

 
 

Длительность:

50 минут

Как и «1 + 2», «Hydrology» остался практически незамеченным широкой публикой. К тому же, в 1988 году у Depeche Mode вышел альбом «Music for the Masses», и все внимание было приковано к нему. Впрочем, никто не ждал от Recoil коммерческих достижений — проект изначально мыслился как экспериментальный. Однако, Алан все же хотел добиться успеха как самостоятельная творческая единица, поэтому следующий альбом Recoil — «Bloodline» — решено было сделать более традиционным: композиции хоть и не ужались до радиостандартов, но уже не превышали 10 минут, а главное — Уайлдер пригласил гостевых вокалистов и написал для них выразительные мелодии. Правда, упор все равно остался на электронном звучании, да и мелодии были далеки от поп-шаблонов.

Песня эта — кавер-версия хита Харви «Faith Healer» в исполнении Дагласа МакКарти, фронтмена Nitzer Ebb. С МакКарти Уайлдер был хорошо знаком, поскольку Nitzer Ebb выступали на разогреве у Depeche Mode (и, кстати, выступают до сих пор — на московском концерте этого года были именно они). «Faith Healer» очень наглядно демонстрирует особенности стиля Recoil: мрачное электронное звучание , харизматичный экспрессивный вокал, доходящий в кульминационных зонах до крика... При этом надо отметить, что мрачность Recoil иного плана, нежели у Depeche Mode. Здесь нет романтики, вместо нее — андеграундность и глубинный (а не поэтизированный) пессимизм. Кроме того, в композициях почти отсутствуют лирические нотки и танцевальность.

Тем не менее, музыку Recoil никак не назовешь однообразной. Наоборот, сперва может даже показаться, что композиции слишком различные и не имеющие ничего общего. Такое впечатление происходит оттого, что Уайлдер приглашает очень непохожих друг на друга вокалистов. Вот и в «Bloodline» мы слышим в одном треке нервный и напряженный вокал Дагласа МакКарти («Faith Healer»), в другом — рэп-читку Моби («Curse»), в третьей — меланхоличный и нежный голос Тони Халлидей («Edge To Life»). А, скажем, «Electro Blues for Bukka White» вообще написан для чернокожего блюзмена Букки Уайта. Этот прием (совмещения в одном альбоме разных вокальных стилей) Алан будет использовать и в дальнейшем.

Лучшие песни альбома «Bloodline»: «Faith Healer», «Edge To Life», «Bloodline»

Unsound Methods

     
 
Лейбл:
Mute Records
 
Дата релиза (США):

27 окября 1997 года

 
 

Длительность:

59 минут

Успех «Bloodline» (разумеется, относительный) обнадежил Алана, и он решил целиком посвятить себя Recoil. В 1995 году Уайлдер уходит из Depeche Mode, а через два года на прилавках музыкальных магазинов появился новый альбом Recoil — «Unsound Methods». Отчасти он продолжает линию «Bloodline», но есть здесь и новые веяния. Прежде всего, трип-хоп. Стиль, который был тогда на пике моды благодаря Massive Attack и Portishead, удивительно органично влился в музыкальный коктейль Алана Уайлдера. Мрачный колорит, приглушенный бит, тяготение к эклектике и использование записей самого разного происхождения — все это было присуще Recoil не в меньшей степени, чем тем же Massive Attack.

Но теперь Уайлдер стал активно использовать речь, звучащую поверх электронного сопровождения. Яркие примеры таких композиций — «Luscious Apparatus» и «Control Freak». Оба номера начинаются с негромкого рассказа истории, но постепенно звучание разрастается и становится крайне напряженным. И в этом, кстати, отличие Уайлдера от Massive Attack. У тех песни более монолитные и компактные, как правило, в районе пяти минут. А Алан по-прежнему тяготеет к развернутым, масштабным композициям. Впрочем, в мастерстве развития музыкального материала создателю Recoil не откажешь: все треки в «Unsound Methods» слушаются на одном дыхании!

Из «Unsound Methods» было выпущено два сингла: «Drifting» и «Stalker / Missing Piece», и трек-лист их весьма интересен. Если CD-издание сингла «Faith Healer» из альбома «Bloodline» содержало лишь ремиксы на титульную композицию, то «Drifting» и «Stalker / Missing Piece» включают в себя альтернативные версии целого ряда треков из «Unsound Methods». Так, на «Drifting» мы видим ремиксы на основной номер, а также на «Control Freak» и «Shunt», а «Stalker / Missing Piece» включает в себя удлиненные варианты титульных композиций и альбомную версию «Red River Cargo». В общем, в коллекции фанатов Recoil эти диски будут совсем нелишними.

Лучшие песни альбома «Unsound Methods»: «Drifting», «Stalker», «Luscious Apparatus»

Liquid

     
 
Лейбл:
Mute Records
 
Дата релиза:

06 марта 2000 года

 
 

Длительность:

60 минут

Следующий альбом Recoil — «Liquid» — вышел два с половиной года спустя после «Unsound Methods», но продожением «Unsound Methods» я бы его не назвал. Если в диске 1997 года было все-таки довольно много вокальных номеров, то в «Liquid» почти во всех треках мы слышим эмоциональную речь в сопровождении богатой мрачной электроники. Исключение составляют лишь две композиции: «Strange Hours» и «Jezebel». Они же были выпущены в качестве синглов (так как, понятное дело, их коммерческий потенциал выше). И это очень любопытный пример, когда синглы совершенно не показательны для альбома в целом. Впрочем, о синглах (точнее, их CD-изданиях) мы еще поговорим, а сейчас вернемся к «Liquid».

Концепция этого альбома — трагическая. Алан и приглашенные вокалисты (большинство текстов написано ими) рассуждают о смерти и прочих нерадостных вещах, а каждая песня похожа на исповедь (то ли у священника, то ли у психоаналитика). Разумеется, музыка здесь не менее важна, чем слова. Но мелодическое начало в «Liquid» практически отсутствует. В этом отношении можно говорить о возвращении к стилю ранних инструментальных EP (хотя минимализма здесь как раз-таки нет). Тем не менее, электронная ткань очень изысканна и выразительна, поэтому слушать «Liquid» интересно. Но в дороге на iPod его не включишь, эта музыка требует тишины, сосредоточения и полного погружения в депрессивный мир альбома.

Как уже было сказано в начале статьи, из «Liquid» было выпущено два сингла: «Strange Hours» и «Jezebel». И, пожалуй, без этих дисков ценителям музыки Recoil никак не обойтись. Во-первых, на обоих CD-синглах есть мультимедийная секция, включающая клипы Recoil (на «Strange Hours» мы видим все ролики из предыдущих альбомов плюс «Strange Hours», а на «Jezebel» — клип на титульную композицию). Таким образом, купив эти два сингла, вы получите всю видеографию Recoil до 2000 года включительно (правда, в низком разрешении и посредственном качестве, но что поделать...). А во-вторых, оба сингла содержат би-сайды. На «Strange Hours» это «New York Nights» и «Don't Look Back», не вошедшие в альбом, а на «Jezebel» — полная версия «Black Box» (в альбоме мы видим лишь два фрагмента этой композиции) и радикально переработанные «Jezebel» и «Electro Blues For Bukka White».

Лучшие песни из альбома «Liquid»: «Strange Hours», «Jezebel», «Want», «Black Box» (сингловая версия)

subHuman

     
 
Лейбл:
Mute Records
 
Дата релиза:

09 июля 2007 года

 
 

Длительность:

61 минута

Последний на данный момент альбом Recoil «subHuman» (если не считать сборник «Selected») вышел в 2007 году. И, на мой взгляд, это самая яркая и интересная работа Алана. Мы подробно рассказывали вам о двухдисковом издании «subHuman», поэтому рекомендуем прочесть ту статью, здесь же попытаемся сформулировать некоторые общие соображения относительно этого диска, а заодно скажем пару слов о синглах. «subHuman» развивает блюзовую линию Recoil: основным вокалистом здесь выступил чернокожий Джо Ричардсон. И, что любопытно, его голос удивительно органично соединился с электроникой Уайлдера (которая, кстати, тоже претерпела немало изменений по сравнению с прежними альбомами).

Джо Ричардсон внес не только характерные блюзовые интонации, но и какую-то особую мудрость, философскую глубину... Треки «Prey» и «Killing Ground» звучат совсем не так, как старые композиции Recoil, но впечатление они производят огромное. Контраст вносят номера в исполнении Карлы Треваскис. Их всего два, но оба они очень достойны. Главное, что стоит отметить в отношении «subHuman», если рассматривать этот диск в контексте творческой эволюции Recoil, так это возвращение мелодического вокального начала. Благодаря чему, кстати, «subHuman» воспринимается гораздо легче, чем «Liquid». Но, конечно, здесь нет никакой «попсовости», даже наоборот: «subHuman» — самая умная и эстетская запись Уайлдера.

С синглами к альбому история интересная. Первоначально был выпущен сингл «Prey», причем только в цифровом варианте (iTunes EP включал несколько версий оригинальной композиции). Но фанаты стали требовать выпуска сингла на физическом носителе. Причем, особую активность проявили русские поклонники. И произошло удивительное: Алан и Mute Records не только дали добро на выпуск CD-сингла «Prey / Allelujah» в России, но и предоставили возможность снять клип на «Allelujah» русскому режиссеру — Дмитрию Семенову. Справился он на ура, и это видео было записано в мультимедиа-секцию на CD-сингл (мы рассказывали вам об нем вот здесь). Но на этом подарки Алана не закончились: некоторое время спустя он подарил поклонникам ремикс на «Prey», дав возможность скачать его бесплатно со своего сайта, а затем та же схема повторилась и с «Killing Ground». Настоятельно вам рекомендуем заполучить в свою коллекцию все эти вещи!

Лучшие песни из альбома «subHuman»: «Prey», «Allelujah», «5000 Years», «The Killing Ground»


Сергей Уваров (uvarov@ixbt.com)
Опубликовано — 29 апреля 2010 года

[Еще обзоры музыкальных дисков| Раздел "Слушай музыку"]